Page 240 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 240

Задачи                            Пути (средства) решения

         знакомство с предприятиями и организациями, суще-
        ствующими в месте проживания детей

         организация производственных и ознакомительных
        практик для учащихся старшей школы

Для определения уровня сформированности готовности к трудовой деятельно-
сти и выбору профессии можно использовать следующий инструментарий:

      анкета старшеклассника (Б.А. Федоришин);

      определение типа личностной направленности (Дж. Холланд);

      тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин);
      методика «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун);

      методика «Трудовые ценностные ориентации старшеклассников»
          (Е.Н. Павлютенков);

      методика «Готовность подростков к выбору профессии» (В.Б. Успен-
          ский).

                                        Понятийное поле

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью сво-
его отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации че-
рез согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Профориентация – планомерный педагогический процесс, осуществляемый
на протяжении всех лет обучения и имеющий целью подготовку юношей и де-
вушек к сознательному выбору профессии в соответствии со своими интереса-
ми, склонностями и способностями на основании потребностей общества. Ре-
зультатом такой деятельности должно стать профессиональное самоопределе-
ние.
Самоопределение – установление человеком своих собственных особенностей,
возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания
себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому
себе.

        239
   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245