Page 241 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 241
5.2.8. Экологическое воспитание
Бережное отношение к природе... нельзя ни навязать,
ни внушить насильно; только само по себе оно может
незаметно войти в обиход каждого и стать никому
снаружи незаметным, но непременным стимулом соз-
нания.
Н.К. Рерих (1874–1947),
русский художник, философ, писатель
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как пре-
красна наша планета. Люди, будем хранить и приум-
ножать эту красоту, а не разрушать её.
Ю.А. Гагарин (1934–1968),
первый космонавт планеты
Базовые национальные ценности: природа, человечество, наука, семья, здо-
ровье.
Ценностные ориентиры: экологическое сознание, экологическая культура,
живая природа, экотуризм, биомногообразие.
В 1998 г. в Свердловской области вышло пособие для учителя, авторы ко-
торого просто и убедительно объяснили необходимость экологического образова-
ния и воспитания.191 Актуализируя проблему, они отметили, что во второй поло-
вине XX в. возросла угроза деградации биосферы (загрязнение атмосферы, воды,
почв, продуктов питания различными токсическими веществами) что связано с
интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства и ростом наро-
донаселения, произошло заметное истощение природных ресурсов, сокращение
биоразнообразия флоры и фауны планеты, под влиянием указанных факторов за-
метно ухудшилось здоровье людей. Эти же ученые предсказали, что в ближайшие
годы резко обострятся проблемы с чистой (питьевой) водой, чистым воздухом и
экологически чистыми продуктами питания во многих промышленных районах, в
том числе на Урале. Сам человек как часть экологической системы нуждается в
сохранении и поддержке.
Именно поэтому взрослые и дети должны:
проявлять заботу о будущих поколениях;
думать об охране окружающей природной среды;
тратить силы и средства на восстановление утраченных ресурсов;
заботиться о собственном здоровье, являющимся гарантом устойчивого
развития человека, его успешности в жизни и профессиональной деятельности.
191 См.: Большаков В. В., Безель В. С., Таршис Г. И., Таршис Л. Г. Региональная экология:
Пособие для учителя. – Екатеринбург: Сократ, 1998. – 176 с.
240