Page 242 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 242
Исходя из сказанного, экологическое воспитание подразумевает формиро-
вание ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отно-
шения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты, а так-
же формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в
природной и техногенной среде. В свою очередь экологическая культура предпо-
лагает грамотное природоохранное поведение в быту и трудовой деятельности.
Основные задачи экологического воспитания можно сформулировать сле-
дующим образом:
формирование экологического сознания, в основе которого лежит гу-
манное и ценностное отношение к природе;
развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в
практике взаимодействия с окружающим миром;
эмоционально-нравственное принятие природы и стимулирование от-
ветственного отношения к ней;
развитие мотивации к созидательной экологической деятельности, го-
товности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-
экологического выбора.
Результатом экологического воспитания может быть:
на начальном уровне обучения (1–4 класс) – элементарные научные и
образные представления о взаимосвязях человека с окружающей его средой; ос-
воение нравственных ограничений и предписаний по отношению к ней; началь-
ный опыт экологически грамотного взаимодействия с природной средой;
в основной школе (5–9 классы) – понимание опасности экологических
проблем, культура разумного потребления, стремление к здоровому образу жиз-
ни;
в старшей школе (10–11 классы) – усвоение системных знаний об эко-
логических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней;
понимание взаимосвязанности глобальных проблем человечества (экологической,
демографической, угрозы войны и др.); экологическая ответственность; здоровый
образ жизни.
Формирование экологической культуры осуществляется через экологиче-
ское образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, эколо-
гическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности.
Чтобы развести эти понятия выделим их основное содержание: под образованием
подразумевается прежде всего обучение (получение систематических знаний об
окружающей среде), под просвещением – распространение экологических знаний,
пропаганда правил безопасного экологического поведения, под воспитанием –
освоение опыта ответственного поведения по отношению к природе, под экологи-
ческой социализацией – освоение социальных норм, ценностей, основных эколо-
гических императивов и способов социальной жизни, выработка на основе эколо-
гических этических норм собственного ценностного отношения к окружающей
среде, природе.
241