Page 234 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 234

5.2.7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

                                  Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
                                                    Эзоп, древнегреческий мудрец, сочинитель басен182

                                  Ученик, полюбивший и с уважением исполняющий свой
                                  школьный труд, конечно, в значительной степени рас-
                                  положен к труду вообще и во всяком случае имеет
                                  большое преимущество перед школьным лентяем, ко-
                                  торый с нетерпением ждет окончания урока и с нена-
                                  вистью смотрит на проклятые книги – источник его
                                  мучений, слез, скуки.

                                                                                    Н.Ф. Бунаков (1837–1904),
                                              русский педагог, методист по начальному образованию

                                                                                              и русскому языку183

                                  ...трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной
                                  жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, ко-
                                  гда труд дает ему радость... Радость труда – это кра-
                                  сота бытия; познавая эту красоту, ребенок пережива-
                                  ет чувство собственного достоинства, гордость от
                                  сознания того, что трудности преодолены.

                                                                             В.А. Сухомлинский (1918–1970),
                                                                 советский педагог-новатор, писатель 184

        Базовые национальные ценности: труд, творчество, патриотизм, граждан-
ственность, семья, природа, человечество.

        Ценностные ориентиры: труд, долг, профессия, самоопределение.
        В.И. Даль определял слово «труд» как «работу, занятие, упражненье, дело;
все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или ум-
ственных сил; все, что утомляет».185 В словаре С.И. Ожегова «труд» представлен
как: целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью
орудий производства материальных и духовных ценностей; работа, занятие; уси-
лие, направленное к достижению чего-нибудь; результат деятельности, произве-
дение; предмет школьного преподавания, направленный на привитие умения и
навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности.186

182 Энциклопедия Мудрости. – С. 35.
183 Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). - С. 207.
184 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Изд. 3-е. Киев: Радянська школа, 1973. –
С. 208.
185 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – М.: Рус. яз., 2002. –
С. 436.
186 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 802.

                                              233
   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239