Page 17 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 17
Исходя из приведенных определений понятия «воспитание», можно выде-
лить его основные признаки:
это целенаправленный процесс воздействий на человека, группу людей
или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное): педагог ставит цель, опре-
деляет стратегические и тактические задачи по ее реализации, переводит их во
внутренний план воспитанников;
в процессе воспитания создаются условия (воспитывающая среда) для
усвоения ребенком определенных норм отношений с динамично меняющимся
окружающим миром;
это непрерывный процесс взаимодействия педагога и воспитанника при
непременной активности обеих сторон, при этом по мере взросления уменьшается
педагогическое влияние взрослых и увеличивается субъектность самого воспи-
танника;
это творческий процесс, в ходе которого развивается не только ребенок,
но и педагог;
это длительный процесс, отдаленный в своих результатах от момента
непосредственного воспитательного воздействия;
воспитание связано с освоением воспитанником социальных ролей, не-
обходимых для него в дальнейшей жизни;
процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном
развитии, динамичности, подвижности, изменчивости, которые связаны с возрас-
том воспитанников, условиями, конкретными ситуациями и др.;
результаты и эффективность воспитания определяется не столько тем,
как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценно-
стей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов об-
щества к сознательной активности и самостоятельной деятельности, позволяющей
им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений;
конечным результатом педагогической деятельности является освоение
детьми социально-культурных ценностей общества, развитие индивидуальности
ребенка, его самоактуализация, готовность и способность к самоизменению (са-
мостроительству, самовоспитанию).39
Воспитание является многофакторным процессом, на который оказывают
влияние природная среды, жизненный мир и иерархия общественных ценностей;
семья, образовательное учреждение, детские и молодежные общественные орга-
низации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства
информации. Как отмечают Н.В. Бордовская и А.А. Реан, многообразие воспита-
тельных факторов можно разделить на две группы:
объективные факторы (генетическая наследственность и состояние
здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи; обстоятель-
ства биографии; культурная традиция; профессиональный и социальный статус;
особенности страны и исторической эпохи);
39 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 42.
16