Page 19 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 19

ляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных
этапах.44

        Социализация детей, подростков, юношей происходит под влиянием не-
скольких групп факторов:

         мегафакторы (процессы глобализации, научно-технический прогресс);
         макрофакторы (этнос, общество, государство и др.);
         мезофакторы (регион, село, город, поселок);
         микрофакторы (семья, соседи, сверстники, учебно-воспитательные за-
ведения, педагоги, общественные организации, микросоциум).
        Это влияние может осуществляться через механизм подражания, аккомо-
дации, идентификации и обособления личности, адаптации, индивидуализации,
интеграции и т.д. Что касается социально-педагогических механизмов социализа-
ции, то можно говорить о таких, как традиционный (стихийное усвоение челове-
ком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для семьи и
ближайшего окружения); институтциональный (взаимодействие с различными
институтами общества, организациями, СМИ и др.); стилизованный (действует в
рамках определенной субкультуры45); межличностный (под влиянием значимых
лиц – взрослых, сверстников, представителей противоположного пола и т.д.).
        Исходя из реалий процесса социализации, можно выделить следующие мо-
менты:
         он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей –
агентов социализации (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, сосе-
ди, учителя);
         может осуществляться как в специальных социальных институтах (се-
мья, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные орга-
низации и объединения и др.), так и в различных неформальных объединениях;
         может быть одновременно регулируемым, целенаправленным и нерегу-
лируемым, стихийным;
         не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека, а, на-
оборот, позволяет ему обрести свою индивидуальность, приобрести собственный
опыт, стать активным субъектом социализации;
         подразумевает не только передачу знаний об основах наук, но и разви-
тие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и са-
мопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельно-
сти, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.46

44 Там же. – С. 157.
45 См. подробнее: Огоновская И. С. Профилактика экстремизма, гармонизация межнацио-
нальных отношений и культура толерантности в системе общего и дополнительного обра-
зования: содержание, направления, методы, формы: метод. пособие для педагогов. – Екате-
ринбург: ООО «Периодика», 2017. – С. 34–52.
46 См.: Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. – С. 14, 15, 17.

                                               18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24