Page 18 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 18
субъективные факторы (психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так
и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные
воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и все-
го сообщества).40
Идеалом воспитания, присущим гуманистическим педагогическим концеп-
циям, является всесторонне развитие личности, а всесторонне развитый человек
чаще всего характеризуется как талантливый и разносторонне образованный че-
ловек, приобщенный к культурным ценностям, способный к саморазвитию и уни-
версальной деятельности.41 Как отмечает Н.Е. Щуркова, воспитанный в школе
человек «не захламляет природы, не уничтожает живое вокруг себя, признает об-
щественные нормы жизни, уважительно относится к людям, нежно и ласково
«прикасаясь» к тонкой структуре личностного индивидуального мира, не занима-
ет паразитарной позиции, эксплуатируя другого человека, созидает средства жиз-
ни и самое жизнь».42 И с этим образом воспитанного человека нельзя не согла-
ситься.
1.2. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание»
Автором термина «социализация» применительно к человеку считается
американский социолог Ф.Г. Гиддингс (1855–1931), который употребил его в зна-
чении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера
индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».43 В даль-
нейшем социологи, философы, психологи, педагоги актуализировали социализа-
цию в отношении детей и юношей (детство, подростковый возраст, юность), и
только во второй половине XX в. стали изучать ее применительно к периоду
взрослой жизни человека, включая старость. По мнению доктора педагогических
наук А.В. Мудрика, все концепции социализации можно условно разделить на две
группы: в первом случае человек пассивен в процессе социализации и адаптиру-
ется к обществу согласно требованиям культуры этого общества (общество –
субъект воздействия, человек – объект); во втором случае человек активно участ-
вует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет
на свои жизненные обстоятельства и на самого себя (субъект-субъектный под-
ход). Исходя из второго подхода, можно считать, что социализация – это развитие
и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что
происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направ-
40 Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – С. 33.
41 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 45.
42 Щуркова Н. Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания. –
С. 103.
43 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2001. – С. 156.
17