Page 12 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 12

Автор (авторы) определения                              Определение
П.П. Блонский –             Воспитание есть преднамеренное, организованное,
русский и советский фи-     длительное воздействие на развитие данного (дет-
лософ, педагог, психолог    ского – авт.) организма (1924)16
Л.С. Выготский – рус-       ...школа должна пронизать и окутать ребенка тыся-
ский и советский психо-     чами социальных связей, которые помогли бы вы-
лог                         работке нравственного характера... Воспитывать –
                            значит организовать жизнь; в правильной жизни
А.С. Макаренко – совет-     правильно растут дети (1926)17
ский педагог и писатель     Воспитать человека – значит воспитать у него пер-
                            спективные пути, по которым располагается его
Д.Н. Ушаков – русский и     завтрашняя радость. Можно написать целую мето-
советский лингвист          дику этой важной работы. Она заключается в орга-
                            низации новых перспектив, в использовании уже
Авторы советского           имеющихся, в постепенной подстановке более
педагогического словаря     ценных (1935)18
                            Воспитание – систематическое воздействие на раз-
Х.Й. Лийметс – совет-       витие ребенка; обладание навыками, отвечающими
ский эстонский ученый-      требованиям, предъявляемым средой (1935)19
педагог, психолог           Воспитание – это передача общественно-
В.А. Сухомлинский – со-     исторического опыта новым поколениям с целью
ветский педагог-новатор,    подготовки их к общественной жизни и произво-
кандидат пед. наук          дительному труду – первой потребности советско-
                            го человека (1960)20
                            Воспитание – целенаправленное управление про-
                            цессом развития личности21

                            Воспитание личности – это воспитание такого
                            стойкого морального начала, благодаря которому
                            человек сам становится источником благотворного
                            влияния на других, сам воспитывается и в процессе

16 Педагогическая антропология в России (XIX–XX вв.): Хрестоматия / Сост.:
Б. В. Емельянов, Н. Д. Наумов, Н. В. Останчук, Т. А. Петрунина. – Екатеринбург: Изд-во
УрГСХА, 2001. – С. 216.
17 Выготский Л. С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – С. 15.
18 Макаренко А. М. Педагогическая поэма // Возгорится факел разума / Сост., вступ. ст. и
примеч. Б. Н. Коновалова. – М.: Советская Россия, 1986. – С. 241.
19 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4-х т. Том 1. – М.: ОГИЗ,
1935. – С. 371.
20 Педагогический словарь. В 2-х т. Том 1. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. – С. 184.
21 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред.
В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Педагоги-
ческое общество России, 1999. – С. 8.

                                               11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17