Page 121 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 121
Тип Основные черты ребенка и причины их проявления
в общении с другими не допускает резкости, не склонен к
внешним ласкам и заученным приемам вежливости и прили-
чия
сочетает в себе все хорошие качества добродушного и уг-
нетенного типа
самостоятелен в новых ситуациях
его нравственные проявления основаны на рассуждении, а
не на формальности
разумен и идеально правдив
Выводы, которые делает Лесгафт, заключаются в том, что в громадном
большинстве случаев «не прирожденная тупость (нравственная или умственная)
ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность,
оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые черты нравст-
венной порчи и умственного бессилия».111
Еще один известный представитель XIX в., известный российский историк
В.О. Ключевский писал о семье и школе так: «То, откуда приходят дети в школу и
где они родятся, называется семьей. Мы довольно спокойно говорим о нашей се-
мье, сохраняем то же спокойствие, когда заходит речь и о нашей школе. Но мы
всегда несколько волнуемся, когда в наших беседах встречаются семья я школа.
Мы чувствуем, что в их взаимных отношениях у нас есть какое-то недоразумение,
стоит какой-то вопрос, которого мы не в силах разрешить и даже не умеем хоро-
шенько поставить. Что, кажется, может быть яснее и проще отношения между
семьей и школой? Сама природа провела разграничительную черту между ними,
разделила работу человечества над самим собой между этими двумя величайши-
ми питомниками человеческого ума и сердца. Оба этих учреждения не могут за-
менить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому. У того и другого
свое особое дело; но дела обоих так тесно связаны между собою, что одно учреж-
дение помогает или вредит другому уже тем, что свое дело делает хорошо или
худо».112
В XXI в. семье и школе также принадлежит ведущая роль в воспитании де-
тей, однако в условиях кризиса института семьи перед образовательными учреж-
дениями встаёт серьезная задача привлечь родителей на свою сторону, сделать
их активными субъектами воспитательного процесса, тем более, что по закону
«Об образовании в Российской Федерации» родители являются полноценными
участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогиче-
111 Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Мудрость великих педа-
гогов. – С. 211.
112 Ключевский В. О. Два воспитания // В. О. Ключевский. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Мате-
риалы разных лет. – М.: Мысль, 1990.
120