Page 114 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 114

 создание условий для расширения участия семьи в воспитательной дея-
тельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и рабо-
тающих с детьми;

         расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образова-
тельного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное вре-
мя;

         поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и
родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и
возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и тра-
диционной культуры местных сообществ;

         создание условий для просвещения и консультирования родителей по
правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным во-
просам семейного воспитания.

          Семья – культурно-историческое и социально-психологическое явление,
занимающее для большинства людей самое важное место на всех этапах их жиз-
ни. Особенно велика роль семьи в воспитании детей младшего возраста, так как
является той средой, в которой человек начинает познавать особенности общест-
венных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые
представления о труде и отдыхе, проявляет интересы, начинает обогащать свой
внутренний мир, учится выражать свои чувства и др.109 В возрасте 6–8 лет ребе-
нок приходит в школу, но к этому времени он является уже сложившейся лично-
стью со своими достоинствами и недостатками. Родители возлагают на школу
надежду, что последние будут исправлены. О проблеме дошкольного семейного
воспитания писал в свое время П.Ф. Лесгафт (1837–1909), разделивший детей,
пришедших в школу, на шесть типов и объяснявший те или иные их качества се-
мейным воспитанием (см. Таблица 10).

                                                          Таблица 10

              Школьные типы (антропологический этюд) 110

         Тип             Основные черты ребенка и причины их проявления
Лицемерный
               скромная внешность

               в играх подвижен и весел

               вначале приветлив и внимателен ко всем окружающим, а
              потом более к тем, от которых что-либо зависит (сближается с
              ними, угождает им и даже внимательно предупреждает раз-
              личные их желания)

109 См.: Чепурных Е. Е. Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной
России // Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых, научно-методических, организа-
ционно-практических материалов по проблемам воспитания. – М.: ИЦ Вентана-Граф,
2005. – С. 58.
110 Составлено на основании: Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение //
Мудрость великих педагогов. – С. 212–223.

                                              113
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119