Page 104 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 104

 методы изменения компонентов воспитательной системы (определение
новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о
себе самом, о своем месте в окружающем мире, о перспективах развития и т.д.).

        Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития лич-
ности каждого воспитанника.98 В заключение раздела хотелось бы процитировать
В.Я. Стоюнина (1826–1888): «Не должно забывать, что награды и наказания не-
избежно оставляют известные внутренние последствия: ребенок, награждаемые
лакомством и красивым платьем, становится лакомкой и тщеславным; награжде-
ние деньгами за прилежание производит корыстолюбие; резкая брань подавляет
благородное самолюбие. Неразумные наказания вызывают упорство, ложь,
скрытность; принуждение к учению вызывает отвращение и упорство. Пусть вос-
питатель будет осторожен и не уступает существенным – минутному, высшим –
низшему».99

                            4.3. Базовые национальные ценности
                               как основа процесса воспитания

        Авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич-
ности гражданина России, заявленной в качестве методологической основы ФГОС
второго поколения, являются трое российских учёных: А.Я. Данилюк,100
А.М. Кондаков,101 В.А. Тишков.102 Ими введено понятие «базовые национальные
ценности», под которыми подразумеваются «основные моральные ценности, при-
оритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, со-
циально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Рос-
сийской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие
успешное развитие страны в современных условиях».103

        В качестве основных базовых ценностей содержания духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации личности учёными предло-
жены: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и
творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература,
природа, человечество. По мнению учёных, именно эти ценности должны:

98 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 142.
99 Стоюнин В. Я. О воспитании // Мудрость великих педагогов. – С. 197.
100 Данилюк А. Я. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии
образования.
101 Кондаков А. М.  доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской акаде-
мии образования.
102 Тишков В. А.  уроженец п. Нижние Серги Свердловской области, доктор ист. наук,
профессор, академик Российской академии наук, директор Института этнологии и антро-
пологии РАН (1989-2015). С. 2015 г. С 2015 года — научный руководитель ИЭА им.
Н. Н. Миклухо-Маклая.
103 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного раз-
вития и воспитания личности гражданина России.  М.: Просвещение, 2010.  С. 8.

                                              103
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109