Page 100 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 100
быть краткие команды, указания, запрещения и облеченные в юмористическую
форму намеки и советы, искренне высказанное доверие и др. По мнению А.В. Зо-
симовского, «лестницу требований» можно разделить на три группы: слабое тре-
бование (напоминание, просьба, совет, намек, порицание); требование средней
формы (ярко выраженная категоричность, жестокость, не опирающаяся при этом
на какие-либо сильные репрессивные меры) – распоряжение, предостережение,
запрещение; требование сильной формы (наибольшая степень категоричности и
строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) – требова-
ние-угроза, приказ-альтернатива.95 Как показывает реальная практика, очень часто
сильная форма требования не приводит к желаемому результату, а, напротив, вы-
зывает отрицательную реакцию детей. Используя метод педагогического требова-
ния, педагог должен помнить следующее:
нельзя его использовать сгоряча, не обдумав, из простого желания до-
биться послушания ребенка; ребенок должен быть уверен, что вы применили этот
метод не в эмоциональном порыве, а на основе уверенности и знания;
если требование предъявлено, оно должно быть проконтролировано, в
противном случае ребенок в следующий раз не выполнит это требование (кон-
троль может быть и в виде наблюдения);
не следует применять жесткие требования к ребенку или коллективу, с ко-
торым у педагога не очень дружественные отношения, – это приведет к еще боль-
шему их ухудшению;
авторитаризм обманчив: внешнее подчинение ребенка не означает его
внутреннее подчинение;
лучше всего «работают» те требования, которые родились в результате
совместного творчества детей и взрослых (правила поведения, Конституция клас-
са) и др.
Метод поручения (развитие необходимых качеств, приучение к позитив-
ным поступкам) считается одним из самых эффективных способов организации
любой деятельности детей, так как позволяет ребенку повысить его собственный
авторитет перед учителем, одноклассниками, воспитывает чувство ответственно-
сти перед другими людьми, способствует самоуважению (ведь именно ему дове-
рили это). Как отмечал А.С. Макаренко, каждый воспитанник может стать лично-
стью, если станет коллективистом, научится жить в системе «отношений ответст-
венных зависимостей». Поручая что-либо ребенку, педагог должен помнить:
любое поручение должно иметь понятный социальный смысл («санитар»
следит за личной гигиеной учащихся, «дежурный» – за чистотой в классе, цвето-
вод – за растениями в классе, спорторг – за участием одноклассников в спортив-
ных мероприятиях и т.д.);
поручение должно быть «по силам» и взрослые (педагоги и родители)
должны вовремя помочь в случае возникших сложностей;
95 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – С. 354.
99