Page 101 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 101

 поручения надо менять, так как со временем становятся неинтересными
для ребенка.

        Метод упражнения (приучения) (культивирование у воспитанника способ-
ности к организованным действиям и разумному поведению как условию становле-
ния основ нравственности и устойчивых форм поведения) построен на неоднократ-
но повторенных действиях и позволяет сформировать устойчивые качества лично-
сти, навыки и привычки: здороваться со всеми при входе в помещение, приветство-
вать учителя, входящего в класс, уступать место пожилым людям и людям с огра-
ниченными возможностями, не сорить и убирать за собой мусор и т.д.

        Метод поощрения – эмоциональное (одобрение, похвала, благодарность,
признательность) и формальное (письменная благодарность, грамота, сертификат,
подарок) поощрение деятельности воспитанников. Поощрение эффективно при
условии, если:

         доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым;

         оно заслужено, а не является ответом на благодарность;

         его получают за действительно важную заслугу (по мнению автора данно-
го пособия, в настоящее время такие виды поощрения, как благодарности грамо-
ты, сертификаты серьезно обесценены, так как даются не за вклад, достижения, а
за простое участие в каких-либо мероприятиях);

         оно неожиданно для ребенка и эмоционально окрашено;

         развивает желание ребенка сделать что-то еще лучше;

         дает ребенку возможность поверить в свои силы.
        Метод наказания (осуществление различных форм насилия по отношению
к ребенку: вербального, психологического, физического) используется преимуще-
ственно в авторитарной педагогике и считается малоэффективным, так как нега-
тивно влияет на развитие личности. Ребенок может внешне подчиниться, но внут-
ренне будет переживать нравственную травму, особенно в том случае, если нака-
зание происходит на глазах у сверстников.
        Метод порицания – вид негативной моральной санкции, выражающийся в
осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются
нравственно недопустимыми. Способы порицания: мимическая реакция, вербаль-
ная оценка, эмоции негодования. Крайне негативно влияют на ребенка порицания,
высказанные высокомерным, оскорбительным тоном, а также вынесенные за про-
ступки, мотивы и обстоятельства которых не вполне понятны педагогу или роди-
телю.
        Метод стимулирования (побуждение, толчок к мысли, чувству, действию;
поощрение инициативы; организация соревнования на основе товарищеской
взаимопомощи и доброжелательности) основан на положительной оценке дейст-
вий воспитанников, закрепляющей их навыки и привычки. Поощрение, основан-
ное на возбуждении положительных эмоций, вселяет уверенность, создает прият-
ный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобре-
ние, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награж-
дение грамотами, подарками и т.д.

                                              100
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106