Page 99 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 99
Основание Классификация
Г.И. Щукина)
методы формирования общественного сознания
Средства воспи-
тания (В.А. Ка- методы стимуляции деятельности
раковский)
воспитание словом
Социальный
опыт воспитание делом
(С.А. Смирнов и воспитание ситуацией
др.)
воспитание игрой
воспитание общением
воспитание отношениями
методы формирования социального опыта детей (педаго-
гическое требование, приучение-упражнение, поручение,
пример и др.)
методы осмысления детьми своего социального опыта,
мотивации деятельности и поведения (рассказ, беседа, лек-
ция, дискуссия и др.)
методы самоопределения личности ребенка (самопозна-
ние, самоизменение, взаимопонимание)
методы стимулирования и коррекции действий и отноше-
ний детей в воспитательном процессе (соревнование, поощ-
рение, наказание)
Следует отметить то, что термин «метод» очень часть используется как си-
ноним к терминам «принцип», «прием», «средство» и др. В силу большого разно-
образия педагогических методов остановимся на описании некоторых из них.
Метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение
обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение
социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса) использу-
ется педагогом в случае его уверенности в своей правоте. Инструментами убежде-
ния могут быть отрывки из литературных произведений, исторические аналогии,
библейские притчи, басни, личный опыт и др.
Метод внушения (обращение к чувствам, готовности обучающихся выпол-
нять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу) воздействует
на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Использование
этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с
ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается про-
цессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную
оценку своего поведения.
Метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися
конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или
ной деятельности). Принято условно разделять индивидуальное (предъявляемое
отдельным педагогом) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества) требо-
вание. Индивидуальное педагогическое требование широко используется в воспи-
тательном процессе и поэтому чрезвычайно разнообразно по форме: это могут
98