Page 99 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 99

Основание                                     Классификация
Г.И. Щукина)
                  методы формирования общественного сознания
Средства воспи-
тания (В.А. Ка-   методы стимуляции деятельности
раковский)
                  воспитание словом
Социальный
опыт              воспитание делом
(С.А. Смирнов и   воспитание ситуацией
др.)
                  воспитание игрой

                  воспитание общением

                  воспитание отношениями

                  методы формирования социального опыта детей (педаго-
                 гическое требование, приучение-упражнение, поручение,
                 пример и др.)

                  методы осмысления детьми своего социального опыта,
                 мотивации деятельности и поведения (рассказ, беседа, лек-
                 ция, дискуссия и др.)

                  методы самоопределения личности ребенка (самопозна-
                 ние, самоизменение, взаимопонимание)
                  методы стимулирования и коррекции действий и отноше-
                 ний детей в воспитательном процессе (соревнование, поощ-
                 рение, наказание)

        Следует отметить то, что термин «метод» очень часть используется как си-
ноним к терминам «принцип», «прием», «средство» и др. В силу большого разно-
образия педагогических методов остановимся на описании некоторых из них.

        Метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение
обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение
социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса) использу-
ется педагогом в случае его уверенности в своей правоте. Инструментами убежде-
ния могут быть отрывки из литературных произведений, исторические аналогии,
библейские притчи, басни, личный опыт и др.

        Метод внушения (обращение к чувствам, готовности обучающихся выпол-
нять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу) воздействует
на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Использование
этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с
ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается про-
цессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную
оценку своего поведения.

        Метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися
конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или
ной деятельности). Принято условно разделять индивидуальное (предъявляемое
отдельным педагогом) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества) требо-
вание. Индивидуальное педагогическое требование широко используется в воспи-
тательном процессе и поэтому чрезвычайно разнообразно по форме: это могут

                                               98
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104