Page 103 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 103

действий, над способом достижения результата; жизнь коллектива построена на
началах демократии, когда каждый человек принимает участие в улучшении ок-
ружающей жизни, думает над тем, как это сделать и отвечает перед товарищами
за результат; деятельность, в которую вовлекаются дети, связана с какой-то жизнен-
но важной, необычной, интересной задачей, в этой деятельности присутствуют игра,
романтика, фантазия и реальность конкретного преобразования окружающей жизни;
каждое дело имеет предметный осязаемый результат – подарок далеким друзьям,
фабрику сувениров, детскую площадку, рукописный журнал и т.д.97

        Метод свободного выбора (предоставление ребенку возможности выска-
зать собственное мнение, выбрать путь решения проблемы, оценить поступок
другого человека и т.п.), стимулирует развитие навыков самостоятельных дейст-
вий, требующих мобилизации знаний, чувств, воли, привычек, ценностных ориен-
таций и др. Делая выбор, ребенок обращается к своему жизненному опыту, осваи-
вает поле ответственности. Этот метод применим в естественной (неожиданно
возникшей) и искусственной (созданной педагогом) ситуации, при этом желатель-
но, чтобы дети делали свой выбор публично и обосновывали мотивы своего вы-
бора.

        Метод проектной деятельности (организация проектной деятельности
обучающихся с целью развития навыков познания действительности) позволяет
учащимся приобрести новые знания на основе реальной жизненной практики,
формирует у них специфические умения и навыки посредством системной орга-
низации проблемно-ориентированного поиска. При выполнении социальных про-
ектов обучающиеся приобретают навыки преобразования действительности и
чувство уверенности в том, что они могут это сделать.

        Метод сотрудничества (см. принцип сотрудничества).
        В реальной ежедневной практике педагог, как правило, не задумывается над
тем, каким конкретным методом он пользуется, так как часто это зависит от слу-
чайных факторов (состояние ребенка, внешние обстоятельства и т.д.). Вместе с
тем при возникновении сложной ситуации он испытывает потребность в овладе-
нии системой методов, которая поможет решить педагогическую проблему. При
выборе системы методов необходимо учитывать, что воспитательный процесс
всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником в
рамках воспитательной системы. С учетом этого можно выделить три группы ме-
тодов воспитания:
         методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение но-
вых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенство-
вание их форм;
         методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отно-
шений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, – стиля жиз-
ни, социально-психологического климата и пр.);

97 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,

1998.

                                              102
   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108