Page 102 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 102

Метод примера (предъявление позитивного убедительного образца для
подражания; обращение к личности, образу жизни, манере поведения и поступкам
которой можно следовать) чрезвычайно важен с учетом того, что в детские годы
дети стремятся кому-либо подражать, и этот метод обеспечивает растущему чело-
веку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.
Важно, чтобы пример окружающих людей (родителей и прародителей, братьев и
сестер, сверстников) был позитивным. Не последнюю роль в данном случае игра-
ют круг чтения и телевидение, дающие примеры жизни ученых, писателей, вы-
мышленных и реальных героев, земляков и т.д. При использовании метода приме-
ра педагогу следует помнить:

         важно показывать ребенку, как этот человек, герой шел к своим достиже-
ниям, как добивался цели, преодолевал трудности;

         нельзя доводить пример великой личности до абсурда (к примеру, как это
было в советское время с В.И. Лениным);

         не следует злоупотреблять обращением к негативным примерам (дурных
поступков, эгоистического поведения, бескультурья кого-либо), положительных
примеров должно быть больше;

         непедагогично навязывать детям пример их сверстников («Посмотри, как
Петя все хорошо делает...»), так как дети воспринимают это очень болезненно,
страх быть хуже может парализовать активность ребенка;

         ни в коем случае педагог не должен ставить в пример мальчику или де-
вочке его братьев или сестер («...А вот твой брат учится только на пятерки...») –
это может привести к комплексу неполноценности и трудностям в отношении с
членами семьи.

        Метод личного примера (демонстрация педагогом тех личностных пози-
тивных качеств, которые обучающиеся стремились бы в себе развивать) крайне
важен в педагогической практике. Н.К. Крупская обращала внимание в свое время
на следующее: «Учитель, который советует ребятам не курить, а сам курит, – пло-
хой воспитатель. Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам
не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ,
а как начальство. Ребята чрезвычайно чутки ко всякой фальши, ко всякому лице-
мерию. Они прямолинейны и не терпят расхождения слов с делом».96

        Метод коллективного дела (включение группы воспитанников в процесс
решения значимой конструктивной задачи, связанной с развитием гражданских
качеств личности), активно используемый еще во времена А.С. Макаренко и чрез-
вычайно популярный в 1960–1970-е гг. благодаря коммунарской методике
И.П. Иванова. В основе метода лежит несколько постулатов: взрослый и ребенок
объединены важным значительным делом; взрослый занимает позицию старшего
товарища, который вместе с ребятами стремится как можно лучше решить жиз-
ненную проблему; все построено на сотрудничестве; совместный труд взрослых и
детей, как физический, так и умственный, приучает задумываться над логикой

96 История педагогики в России. Хрестоматия. – С. 359–360.

                                              101
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107