Page 98 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 98
таю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых
случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».91
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения
воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.92 Взаи-
модействие – это, согласно словарю С.И. Ожегова, – взаимная поддержка,93 то
есть педагогический процесс должен строиться на стремлении педагога и воспи-
танника помочь друг другу в достижении целей. Между тем в реальной практике
педагог очень часто «воздействует» на ребенка (добивается только своей цели),
«противодействует» ему (искореняет, борется с его представлениями, взглядами и
т.д.) и т.д.
В педагогической литературе методы воспитания классифицируются по
различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания пред-
почтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования; демо-
кратическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение, поощрение,
личный пример и др. Учитывая то, что в основе каждой классификации методов
лежит главный признак, можно назвать целый ряд классификаций (см. Таблица 8).
Таблица 8
Классификации методов воспитания94
Основание Классификация
Насилие или
поддержка словесные
психологические
Особенности физические
ребенка
в соответствии с возрастом
Направленность в соответствии с состоянием здоровья
(1960-е гг.) в соответствии с уровнем умственного развития
Направления
деятельности на сознание ребенка
воспитателя на поведение ребенка
(1970-е гг.)
Деятельность методы целенаправленного формирования качеств личности
(Т.Е. Конникова, методы стимулирования естественного саморазвития лич-
ности
методы коррекции развития личности
методы формирования положительного опыта поведения в
процессе деятельности
91 Макаренко А. С. О воспитании. – С. 73.
92 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 141, 208.
93 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 75.
94 См.: Педагогический энциклопедический словарь. С. 108, 217218; Педагогика: педаго-
гические теории, системы, технологии. – С. 353-354-375; Современный словарь иностранных
слов. С. 490; и др.
97