Page 98 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 98

таю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых
случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».91

        Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения
воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.92 Взаи-
модействие – это, согласно словарю С.И. Ожегова, – взаимная поддержка,93 то
есть педагогический процесс должен строиться на стремлении педагога и воспи-
танника помочь друг другу в достижении целей. Между тем в реальной практике
педагог очень часто «воздействует» на ребенка (добивается только своей цели),
«противодействует» ему (искореняет, борется с его представлениями, взглядами и
т.д.) и т.д.

        В педагогической литературе методы воспитания классифицируются по
различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания пред-
почтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования; демо-
кратическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение, поощрение,
личный пример и др. Учитывая то, что в основе каждой классификации методов
лежит главный признак, можно назвать целый ряд классификаций (см. Таблица 8).

                                                      Таблица 8

                  Классификации методов воспитания94

     Основание                                      Классификация
Насилие или
поддержка          словесные
                   психологические
Особенности        физические
ребенка
                   в соответствии с возрастом
Направленность     в соответствии с состоянием здоровья
(1960-е гг.)       в соответствии с уровнем умственного развития
Направления
деятельности       на сознание ребенка
воспитателя        на поведение ребенка
(1970-е гг.)
Деятельность       методы целенаправленного формирования качеств личности
(Т.Е. Конникова,   методы стимулирования естественного саморазвития лич-
                  ности
                   методы коррекции развития личности

                   методы формирования положительного опыта поведения в
                  процессе деятельности

91 Макаренко А. С. О воспитании. – С. 73.
92 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 141, 208.
93 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 75.
94 См.: Педагогический энциклопедический словарь.  С. 108, 217218; Педагогика: педаго-
гические теории, системы, технологии. – С. 353-354-375; Современный словарь иностранных
слов.  С. 490; и др.

                                               97
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103