Page 97 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 97

 сотрудничества (организация совместной деятельности детей и взрослых
на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания
эмпатии в межличностных отношениях);

         проектности (широкое участие детей и взрослых в разработке и реализа-
ции проектов социальной, художественной, исследовательской, практико-
ориентированной и других направленностей);

         преемственности (непрерывность процесса воспитания как на уровне
поколений, так и на уровне образования);

         «социального закаливания» (включение школьников в ситуации, требую-
щих проявления волевого усилия для преодоления негативного влияния социума,
выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального
иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции).

                              4.2. Основные методы воспитания

                                  Постоянно давать детям награды не годится. Через
                                  это они становятся себялюбивыми, и отсюда развива-
                                  ется продажный образ мыслей.

                                                                И. Кант (1724–1804), немецкий философ88

                                  Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают,
                                  тогда он с малых лет начинает чувствовать себя оди-
                                  ноким.

                                                                                    Д.И. Писарев (1840–1868),
                                                             русский публицист, литературный критик89

                                  Наказание может воспитывать раба, а иногда может
                                  воспитывать и очень хорошего человека, и очень сво-
                                  бодного и гордого человека.

                                                                                 А.С. Макаренко (1888–1939),
                                                                              советский педагог и писатель90

        Как писал в свое время А.С. Макаренко: «У нас среди педагогических мыс-
лителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической рабо-
ты есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной
работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета
должна заключать в себе и воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я счи-

88 Великие мысли великих людей / сост. А. П. Кондрашов, И. И. Комарова. – Изд. испр. и
доп. – М.: РИПОЛ-классик, 2008. – С. 466.
89 Мудрость великих людей. – С. 433.
90 Макаренко А. С. О воспитании. – С. 45.

                                               96
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102