Page 95 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 95

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ
           И БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
          В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

                             4.1. Основные принципы воспитания 87

                                                            Воспитание – великое дело: им
                                                            решается участь человека.

                                                                                   В.Г. Белинский (1811–1848),
                                                                              русский литературный критик

        Слово «принцип» (лат. principium  основа, начало) означает основное, ис-
ходное положение какой-либо теории, учения и т.д. или руководящую идею, ос-
новное правило деятельности. Такие правила существуют и в образовании. Если
говорить о принципах обучения, то в их числе традиционно выделяют принципы
развивающего обучения, научности, систематичности и последовательности, соз-
нательности и творческой активности, наглядности, прочности усвоения знаний и
др. В сфере воспитания педагогические словари выделяют принципы гуманиза-
ции, природосообразности, культуросообразности, незавершённости воспитания,
вариативности, коллективности социального воспитания, развития личности, диа-
логичности социального воспитания и др. Дадим определения некоторым из
принципов:

         вариативности, свободы и плюрализма (возможность выбора форм ак-
тивности, позволяющих субъектам образовательного процесса осуществлять вы-
бор деятельности в соответствии с собственными интересами, способностями и
потребностями; возможность проявления в деятельности и общении широкого
спектра мнений, ориентаций, оценок);

         гуманизации (социальная защита человека, очеловечивание отношений
субъектов образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей);

         демократизации (реализация в системе образования неотъемлемых прав
человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, формирование духа
взаимопонимания, уважение чужих взглядов);

         коллективного воспитания (взаимодействие детей и взрослых в процессе
совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания,
самоопределения и самореализации);

         интеграции общего и дополнительного образования (непрерывность обра-
зования, формирование единого образовательного пространства, решение общих

87 См.: Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.:
М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.  М.: Большая российская энциклопе-
дия, 2002.  С. 108, 217218; Программа развития воспитательной компоненты в общеоб-
разовательных учреждениях (2012; Современный словарь иностранных слов.  М.: Рус. яз.,
1992.  С. 490; и др.

                                               94
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100