Page 92 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 92

 в работе с детьми любого возраста полезны и проектирование, и иссле-
дование, однако проектирование – это творчество по плану (в определенных кон-
тролируемых рамках), последовательное выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов, а исследование – бескорыстный поиск истины,
творчество в чистом виде (А. И. Савенков);67

         проект как форма самоорганизации настоятельно требует практики,
возникает как форма работы с практической ситуацией, как способ перевода си-
туации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практики (К.Н. Поли-
ванова);68

         полноценное исследование, как и проектирование, возможно лишь по
достижению школьниками «возраста рефлексии» (в норме возраст рефлексии –
это 12–13 лет у девочек и 13–14 лет у мальчиков); это значит, что от первого до
седьмого класса, как правило, школьник самостоятельно и полностью не может
осуществлять ни проектной, ни исследовательской деятельностей, но способен к
участию в том и в другом, как в составе разновозрастной группы, так и лично-
индивидуально, и при помощи тьютора (М.М. Поташник, М.В. Левит); 69

         ряд авторов не относят исследовательские (научно-исследовательские)
работы к числу проектов (М.М. Поташник, М.В. Левит), вместе с тем некоторые
исследователи считают такие работы одним из видов проекта, который, в отличие
от практико-ориентированного, социального, или творческого проекта, необхо-
димо оценивать по собственным критериям (А.В. Леонтович, А.С. Саввинков,
И.С. Огоновская).

        Обратившись к психовозрастным особенностям детей дошкольного и
школьного возраста, а также этапам социализации личности, можно актуализиро-
вать проблему исследовательской и проектной деятельности на различных уров-
нях обучения. При этом под социализацией мы будем понимать процесс усвоения
личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в кон-
кретных социальных общностях.70

        Известный российский социолог Г.Е. Зборовский пишет о семи этапах со-
циализации, выделяя критерии этих этапов: физическое и социальное созревание;
характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные
социальные институты («агенты») социализации. Подробная характеристика всех
этапов дана нами в методическом пособии «Профилактика экстремизма, гармони-

67 Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – С. 9.
68 Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2011. – С. 15.
69 Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС. – 2016. – С. 67.
70 Зборовский Г. Е. Общая социология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. – Екате-
ринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. – С. 600, 601, 602.

                                                          91
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97