Page 91 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 91
Часть 5. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Актуальность проектной деятельности для детей
дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста
Проектная деятельность обучающихся – одна из самых популярных тем в
педагогической литературе последних лет, ей посвящены труды Л.В. Байбородо-
вой и Л.Н. Серебренниковой, А.Б. Воронцова, Н.А. Заграничной, А.В. Леонтовича
и А.С. Саввичева, Л.В. Михайловой-Свирской, А.С. Обухова, Н.Ю. Пахомовой,
К.Н. Поливановой, М.М. Поташника и М.В. Левита, А.И. Савенкова и др. Автор
данного пособия также неоднократно обращался к этой теме.63
На основании мнений указанных авторов можно сделать несколько ключе-
вых выводов:
начиная со старшего дошкольного возраста дети могут включаться в
поисково-познавательную деятельность (Л.В. Михайлова-Свирская);64
прообразом проектной деятельности в начальной школе могут быть
проектные задачи (конкретно-практические и учебные), при решении которых
младший школьник фактически осваивает основы проектирования (А.Б. Ворон-
цов и др.);65
исследование – это один из уникальных способов познания действи-
тельности, который способствует развитию и бытию личности в современном
динамично развивающемся мире (А.С. Обухов);66
63 См.: Огоновская И. С. Азбука исследователя. Методические рекомендации по организа-
ции и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (соци-
ально-гуманитарное направление). – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 104 с.; Она же. Реали-
зация компетентностного подхода в образовании средствами проектной деятельности обу-
чающихся: методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец мо-
лодёжи», 2013. – 144 с.
64 Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. –
М.: Просвещение, 2015. – С. 15.
65 Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. За-
славский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. 2-е изд. – М.: Просвещение,
2010. – С. 5–6.
66 Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – С. 34–35.
90