Page 68 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 68
объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а
также предсказать и предвидеть будущие события и факты. 49
Как видно из этих определений, обучающиеся могут заниматься исследова-
тельской деятельностью, применяя научные способы познания мира, однако вряд
ли могут вырабатывать новые знания о нем. Для этого необходимы высокая ква-
лификация в определенной области исследования.
В отношении проектной деятельности и проекта в целом можно предло-
жить следующие определения:
проектная задача – одна из форм организации учебного процесса при
реализации ФГОС, прообраз проектной деятельности, осуществляя ко-
торую дети научаются основам решения небольших проблем;
проект – форма работы с практической ситуацией, способ перевода си-
туации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практики;
проектная деятельность – практическая деятельность, при которой
решается практическая задача, мерилом решения которой является го-
товый продукт.50
Навыки исследования начинают формироваться у детей достаточно рано.
Как отмечает А.С. Саввичев, постоянно проявляемая исследовательская актив-
ность – это нормальное, естественное состояние ребенка, который настроен на
познание мира и хочет его познавать. Именно поэтому важно исследовательское
обучение, направленное на формирование у учащегося способности самостоя-
тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в лю-
бой сфере человеческой культуры. При этом нет необходимости забывать о ре-
продуктивном методе как наиболее экономичном способе передачи подрастаю-
щим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества
(«глупо добиваться того, чтобы ребенок все открывал сам»).51
М.М. Поташник и М.В. Левит отмечают, что в 1–7-х классах школьник
способен лишь обучаться техникам исследовательской и проектной деятельности
на уроках и вне уроков, и только в более старшем возрасте могут проводить пол-
ноценное исследование и проектирование.52 Говоря об использовании метода
проектов на уроках истории, М.Н. Дудина подчеркивает, что он решает три во-
проса – зачем (целеполагание), чему (содержание) и как учиться (технологии ис-
49 Определения взяты из книги: Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и про-
ектная работа школьников. 5–11 классы / под ред. А. В. Лентовича. – М.: ВАКО, 2014. –
С. 7–15.
50 Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьника. – С. 15.
51 См.: Саввичев А. А. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е
изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров»,
2010. – С. 6, 8.
52 Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС. – С. 67, 68.
67