Page 71 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 71

данного пособия не совпадает с мнением указанных авторов, так как, к примеру,
исследовательский проект, представленный в виде книги по истории родного
края, буклета, справочника, путеводителя и т.п. требует серьезной исследователь-
ской работы, но может быть востребован и эффективно реализован даже в ком-
мерческом плане как продут, имеющий потребительские свойства.

        Вместе с тем не вызывает возражения вывод М.М. Поташника и М.В. Ле-
вита о том, что обучение элементам исследования и проектирования происходит
на уроках по всем предметам прежде всего при формировании метапредметных
результатов, а место целостного, но учебно-тренировочного исследования и про-
ектирования – внеурочная работа и дополнительное образование.55

        Подводя итоги, можно сказать, что исследование и проектирование долж-
ны играть большую роль в современном образовании, так как то и другое позво-
ляет обучающимся познавать окружающий мир, видеть его несовершенство и
стремиться к изменению его и самого себя.

                                 3.5. Классификация проектов

        Существующая педагогическая практика позволяет дать следующую клас-
сификацию проектов:

        1. Индивидуальные и групповые проекты (по количеству учащихся).
        Чаще всего проекты являются коллективными, так как позволяют формиро-
вать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию),
наиболее востребованные на рынке труда и необходимые в любых сферах дея-
тельности. Индивидуальная работа выступает в данном случае как составляющая
часть группового проекта и тем самым утрачивает своё самостоятельное значение.
        Индивидуальные проекты, как правило, связаны со стремлением авторов
решить личные, персональные проблемы. К примеру, более глубоко изучить исто-
рию семьи и как результат  составить генеалогическое древо своего рода.
        В рамках групповых проектов учащиеся чаще всего разрешают личностно
значимую, но не персональную проблему. К примеру, они разрабатывают проекты
конституции образовательного учреждения, школьного парламента, благоустрой-
ства школы, организации досуга учащихся, питания в школьной столовой и т.п.
        2. Монопредметные и межпредметные проекты (по содержанию и привяз-
ке к учебным дисциплинам).
        Монопредметные проекты, предполагающие выполнение исследования в
рамках одного учебного предмета, как правило, используют на начальных этапах
обучения.

55 Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС. – С. 84.
                                                          70
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76