Page 69 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 69

полнения проекта, контрольно-оценочной деятельности педагога и самооценки
ученика). Она же акцентирует внимание на том, что компетентное использование
учителем проективной технологии создает фасилитирующие условия для обуче-
ния, осуществления в рамках учебной деятельности свободы учения и ответст-
венности за участие в коллективном (или персональном) проекте. 53

        Для понимания разницы исследования и проектирования в целом приведем
сравнительную таблицу (см. таблицу 10).

                                                                                             Таблица 10

                   Исследование и проектирование: общее и отличное54

                                                 Общее
  природа деятельности (мотив, цель, алгоритм движения к цели, с необходи-
 мыми по ходу дела корректировками, получение результата, рефлексивная
 оценка результата на соответствие / несоответствие поставленной цели, общая
 рефлексия всей деятельности как очередной заполненной страницы в собствен-
 ной биографии)
  в их начале лежит состояние неудовлетворенности настоящим и сильное же-
 лание изменить его в лучшую сторону
  указанное сильное желание рационально, то есть осознается как проблема,
 требующая решения
  автор-ученик ДО начала решения создает воображаемый образ (для проекта)
 или предположение (для исследования) того, что именно получится в результа-
 те решения проблемы
  руководствуясь своей гипотезой возможного нового знания или воображае-
 мым образом нового продукта, автор продумывает план решения проблемы,
 который представляет собой описание этапов-ступеней к получению нового
 знания или нового продукта
  полноценное исследование и проектирование возможно лишь по достижении
 школьниками возраста рефлексии (12–13 лет у девочек, 13–14 лет у мальчиков)

53 См. подробнее: Дудина М. Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику пре-
подавания истории. – Екатеринбург: УрГУ, 2002. – С. 282–289.
54 Составлено на основании: Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проект-
ная работа школьников. 5–11 классы. – С. 7–15; Поташник М. М., Левит М. В. Освоение
ФГОС. – С. 66–67; Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – С. 7–10.

                                                          68
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74