Page 69 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 69
полнения проекта, контрольно-оценочной деятельности педагога и самооценки
ученика). Она же акцентирует внимание на том, что компетентное использование
учителем проективной технологии создает фасилитирующие условия для обуче-
ния, осуществления в рамках учебной деятельности свободы учения и ответст-
венности за участие в коллективном (или персональном) проекте. 53
Для понимания разницы исследования и проектирования в целом приведем
сравнительную таблицу (см. таблицу 10).
Таблица 10
Исследование и проектирование: общее и отличное54
Общее
природа деятельности (мотив, цель, алгоритм движения к цели, с необходи-
мыми по ходу дела корректировками, получение результата, рефлексивная
оценка результата на соответствие / несоответствие поставленной цели, общая
рефлексия всей деятельности как очередной заполненной страницы в собствен-
ной биографии)
в их начале лежит состояние неудовлетворенности настоящим и сильное же-
лание изменить его в лучшую сторону
указанное сильное желание рационально, то есть осознается как проблема,
требующая решения
автор-ученик ДО начала решения создает воображаемый образ (для проекта)
или предположение (для исследования) того, что именно получится в результа-
те решения проблемы
руководствуясь своей гипотезой возможного нового знания или воображае-
мым образом нового продукта, автор продумывает план решения проблемы,
который представляет собой описание этапов-ступеней к получению нового
знания или нового продукта
полноценное исследование и проектирование возможно лишь по достижении
школьниками возраста рефлексии (12–13 лет у девочек, 13–14 лет у мальчиков)
53 См. подробнее: Дудина М. Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику пре-
подавания истории. – Екатеринбург: УрГУ, 2002. – С. 282–289.
54 Составлено на основании: Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проект-
ная работа школьников. 5–11 классы. – С. 7–15; Поташник М. М., Левит М. В. Освоение
ФГОС. – С. 66–67; Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – С. 7–10.
68