Page 61 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 61
Основные положение Дальтон-плана
Елены Паркхерст:
учащиеся не должны быть связаны классно-урочной системой;
учащиеся имеют свободу выбора занятий, очередности изучения отдельных
предметов и др.;
годовой объём учебного материала разбивается на месячные «подряды»,
которые делятся на ежедневные задания;
каждый ученик заключает с преподавателем «контракт» о самостоятельной
проработке учебного материала;
учащиеся работают в предметных лабораториях;
контроль за работой учащихся осуществляется с помощью сложной систе-
мы учётных карточек;
разделение по классам сохраняется только для обособленных от основного
учебного процесса занятий (гимнастика, музыка и др.);
темп обучения должен быть приспособлен к возможностям учащихся и по-
буждать их к поиску рациональных приёмов работы.
Книга Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану», вышедшая в 1922 г., была
переведена на 57 языков.
В 1923 г. классно-урочная система была объявлена в СССР отжившей фор-
мой и заменялась бригадно-лабораторным методом обучения. Учащиеся класса
объединялись в бригады и работали по заданиям в течение определённого време-
ни (от двух недель до двух месяцев). Необходимые знания учащиеся приобретали
при выполнении «комплекс-проектов» типа «Поможем подшефному колхозу в
борьбе за план», «Уничтожим кулачество как класс», «Борьба за промфинплан»,
«За коллективизацию» и др. На заключительном занятии оценивалась работа всей
бригады в целом.
В 1928 г. по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского для
ознакомления с организацией образования в советской школе в СССР приезжал
Дж. Дьюи, возглавивший группу американских педагогов. Посетив опытные
станции и другие детские учреждения, Дьюи в своих очерках «Впечатления о Со-
ветской России и революционном мире» (1929) дал самую высокую оценку обра-
зованию и педагогике в СССР. Он публично отказался от негативного отношения
к происходившему в Советском Союзе: «Я вынужден сдавать свои позиции, что,
впрочем, естественно вызвано впечатляющим развитием прогрессивных педаго-
гических идей и практики их воплощения под покровительствующим руково-
60