Page 59 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 59

Педагогическая концепция Джона Дьюи:

 ребёнок  центр педагогической вселенной;

 цель воспитания  полноценное развитие детей, которое означает выработку
в них полезных привычек;

 основа педагогического процесса  организация свободной, активной дея-
тельности детей с целью развития индивидуальности каждого ученика;

 базой для обучения и воспитания ребёнка должен стать его собственный
опыт;

 ребёнок обучается «посредством делания»;

 одно из главных условий успешного обучения  нацеленность на создание
единой демократической общины педагогов, учащихся и родителей;

 расширение среды школы должно происходить за счёт включения в неё «из-
менчивого окружающего мира».

        Сам проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан

американским педагогом Уильямом Килпатриком (18711965) в первой четверти
XX в. Он определил сущность данного метода как метода «...целесообразной дея-
тельности в связи с разрешением какого-нибудь школьного задания в реальной
жизненной обстановке». Килпатрик предложил практически новую педагогиче-
скую альтернативу:

         от слушания и пассивного восприятия информации – к действию и полу-
чению новых знаний через опыт учебного экспериментирования;

         от запоминания и простого воспроизведения учебного материала – к кри-
тическому и творческому осмыслению окружающей действительности;

         от простого следования инструкциям учителя – к осознанному и естест-
венным образом организованному познавательному поиску.

        Примеры реализации проектного метода в американских школах приведе-
ны в книге И.Ф. Свадковского «Дальтон-план в применении к советской школе»
(1926). Приведём один пример из указанной книги. 38

Проект устройства огорода

  Активное применение знаний                       Необходимые знания
1. Выберите место для огоро-  1. Какая нужна почва для тех огородных расте-
                              ний, которые вы будете сажать: для капусты,
да                            бобов, томатов, картофеля и т.д.
                              2. Сколько вам нужно земли.
                              3. Склон, влажность почвы

38 См.: Свадковский И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана // Исследовательская
работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 51.

                                                          58
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64