Page 59 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 59
Педагогическая концепция Джона Дьюи:
ребёнок центр педагогической вселенной;
цель воспитания полноценное развитие детей, которое означает выработку
в них полезных привычек;
основа педагогического процесса организация свободной, активной дея-
тельности детей с целью развития индивидуальности каждого ученика;
базой для обучения и воспитания ребёнка должен стать его собственный
опыт;
ребёнок обучается «посредством делания»;
одно из главных условий успешного обучения нацеленность на создание
единой демократической общины педагогов, учащихся и родителей;
расширение среды школы должно происходить за счёт включения в неё «из-
менчивого окружающего мира».
Сам проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан
американским педагогом Уильямом Килпатриком (18711965) в первой четверти
XX в. Он определил сущность данного метода как метода «...целесообразной дея-
тельности в связи с разрешением какого-нибудь школьного задания в реальной
жизненной обстановке». Килпатрик предложил практически новую педагогиче-
скую альтернативу:
от слушания и пассивного восприятия информации – к действию и полу-
чению новых знаний через опыт учебного экспериментирования;
от запоминания и простого воспроизведения учебного материала – к кри-
тическому и творческому осмыслению окружающей действительности;
от простого следования инструкциям учителя – к осознанному и естест-
венным образом организованному познавательному поиску.
Примеры реализации проектного метода в американских школах приведе-
ны в книге И.Ф. Свадковского «Дальтон-план в применении к советской школе»
(1926). Приведём один пример из указанной книги. 38
Проект устройства огорода
Активное применение знаний Необходимые знания
1. Выберите место для огоро- 1. Какая нужна почва для тех огородных расте-
ний, которые вы будете сажать: для капусты,
да бобов, томатов, картофеля и т.д.
2. Сколько вам нужно земли.
3. Склон, влажность почвы
38 См.: Свадковский И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана // Исследовательская
работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 51.
58