Page 58 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 58
Часть 3. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ,
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
3.1. Из истории проектного метода обучения 36
«Прародителем» проектного метода принято считать американского учёно-
го Джона Дьюи (1859–1952), который более 100 лет назад предложил положить в
основу обучения целесообразную деятельность ученика с учётом его личных ин-
тересов и целей. По мнению Дьюи, ученик может воспринимать знания как дей-
ствительно нужные только в том случае, если он сам поставит перед собой про-
блему, взятую из жизни, применит для её решения существующие знания и уме-
ния, а также новые, которые приобретёт в результате самостоятельной деятельно-
сти. В 1894 г. Дьюи основал в Чикаго опытную школу, в которой учебный план
был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, пись-
мом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у
детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре
инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного вооб-
ражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку представлялись в качестве
источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства,
дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд. Условиями успеш-
ности обучения Дьюи считал проблематизацию материала (знания – дети удивле-
ния и любопытства), активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппети-
том), связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом. Учёный неустанно повто-
рял: «Если мы поверим в жизнь и в жизнь ребёнка, то все занятия и все предметы
...вся история и всё естествознание становятся пригодными средствами и мате-
риалом для воспитания». 37
36 См. подробнее: Дьюи Д. От ребёнка к миру, от мира к ребёнку / сост., вступ. ст.
Г. Б. Корнетов. – М.: Карапуз, 2009; Малькова З. А. Джон Дьюи философ и педагог-
реформатор // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 95104; Цырлина Т. В. Гуманистическая ав-
торская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. – М.: Педагогическое общество
России, 2001; Шацкий Т. С. Работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. –
М.: Просвещение, 1989.
37 Дьюи Д. От ребёнка к миру, от мира к ребёнку. – С. 139.
57