Page 29 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 29
профессиональную (в области отдельных классов и групп профессий);
предметную (в конкретном деле (специальность);
профильную (компетентность в свете современной ориентации школы на
профильное обучение).
Уже цитируемые нами И.С. Сергеев и В.И. Блинов выделяют три вида ком-
петенций/компетентностей: социальную (способность действовать в социуме с
учётом позиций других людей); коммуникативную (способность вступать в ком-
муникацию с целью быть понятым); предметную (способность анализировать и
действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры).
Авторским коллективом под руководством Л.М. Андрюхиной в результате
работы над национально-региональным компонентом ГОС в Свердловской облас-
ти были актуализированы такие компетентности, как культурно-историческая (че-
ловек и история, человек и культура); социально-правовая (человек и общество,
человек и человек); информационно-методологическая (человек и информация);
экологическая (человек и природа); культура здоровья (человек и здоровье).21
Нам представляется, что в контексте темы «проектная деятельность обу-
чающихся» наиболее весомой будет классификация А.В. Хуторского,22 которую
можно рассмотреть с позиций требований ФГОС второго поколения. Упомяну-
тый нами автор выделяет набор из семи компетенций, в который входят:
ценностно-смысловая ценностные ориентиры учащегося, его способ-
ность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выби-
рать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения;
общекультурная осведомленность учащегося об особенностях нацио-
нальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни
человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социаль-
ных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-
досуговой сфере; опыт освоения учащимися научной картины мира;
учебно-познавательная совокупность компетенций учащегося в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логиче-
ской, методологической, общенаучной деятельности, соотнесённой с реальными
познавательными объектами: знания и умения организации целеполагания, пла-
нирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
21 См.: Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компо-
нент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего обра-
зования Свердловской области. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. – С. 2246.
22 См.: Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное
образование. – 2003. – № 5.
28