Page 27 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 27
2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (приня-
тие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других
культур, языков, религий);
3) компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением
более чем на одном языке;
4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества
(владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, кри-
тическое отношение к информации, распространяемой средствами массовой ин-
формации и рекламой);
5) способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы не-
прерывного обучения в контексте профессиональной подготовки. 17
В одном из своих докладов эксперт Совета Европы М.А. Стобарт выделил
основные компоненты ключевых компетенций: информационную составляющую
(способы приёма, хранения и оформления передачи информации); проектировоч-
ную составляющую (способы определения целей, ресурсов для их достижения,
действий, сроков); оценочную составляющую (способы сравнения результатов с
целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, кон-
кретизации); коммуникативную составляющую (способы передачи информации и
привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).18
Ключевые (базовые, универсальные) компетентности многофункциональ-
ны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые разные
проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые ком-
петенции основываются на свойствах человека и проявляются в определённых
способах поведения, которые опираются на его психологические качества, вклю-
чают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.
Таким образом, можно сказать, что ключевые компетенции находятся на
высшей ступени иерархии компетенций, универсальны для различных видов дея-
тельности, проявляются в различных сферах. Они необходимы не только учаще-
муся для успешного обучения, но и взрослому человеку в течение всей жизни.
Владение компетенциями помогает их обладателю в профессиональной деятель-
ности, в самореализации, отношениях с людьми, в творчестве и других сферах.
Само понятие «ключевые компетенции» выступает в качестве центрально-
го, «узлового», так как обладает интегративной природой, объединяет знаниевую,
навыковую и интеллектуальную составляющие образования, интегрирует близко-
17 Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории. – С. 45.
18 См.: Пинский А. А. Ключевые компетенции: философский подход и политическое ре-
шение // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: мате-
риалы семинара / под ред. А. В. Великановой. – Самара, 2001.
26