Page 24 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 24

Компетентность                    Компетенция              Авторы
участие в деятельно-                                        определений
сти                   Определённое качество воспри-
                      ятия человеком действительности,  Т.Е. Исаева
Результат образова-   которое подсказывает наиболее
ния, выражающийся     эффективный способ решения        Г.П. Захарова
в овладении учащи-    жизненных ситуаций
мися определённым     Динамическая совокупность зна-    Г.Б. Голуб
набором способов      ний, умений, навыков, способно-   Е.А. Перелыгина
деятельности по от-   стей и личностных качеств         О.В. Чуракова
ношению к предмету    Готовность субъекта эффективно
воздействия           организовывать внутренние и
                      внешние ресурсы для достижения
                      поставленной цели

        Таким образом, можно констатировать, что оба понятия являются ком-
плексными и многосоставными. Большинство исследователей сходятся во мне-
нии, что компетенция и компетентность являются результатом какой-либо дея-
тельности, например, обучения. Вместе с тем, говоря о понятии «компетент-
ность», авторы, как правило, характеризуют его такими словами, как осведомлен-
ность, способность, готовность, качество, совокупность личностных качеств, что
прежде всего обусловлено опытом. Можно заметить, что суффикс «ность» в рус-
ском языке означает факт овладения определённым качеством (толерантность,
интеллигентность, комформность), а суффикс «ция» более связан с областью зна-
ний (юриспруденция), состоянием или процессом (фрустрация, индивидуализа-
ция, интериоризация, реализация и т.п.).

        Британский психолог Дж. Равен, основоположник психологической теории
компетентности, выделяет понятие «общей компетентности», представляя его в
виде матрицы из 143 элементов. Согласно модели Дж. Равена, отдельные виды
компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов оп-
ределённой компетентности и наоборот.

        Он разделяет компоненты компетентности на когнитивные (определение
препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и
волевые (настойчивость, решимость, воля). Эти компоненты относительно неза-

                                                          23
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29