Page 24 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 24
Компетентность Компетенция Авторы
участие в деятельно- определений
сти Определённое качество воспри-
ятия человеком действительности, Т.Е. Исаева
Результат образова- которое подсказывает наиболее
ния, выражающийся эффективный способ решения Г.П. Захарова
в овладении учащи- жизненных ситуаций
мися определённым Динамическая совокупность зна- Г.Б. Голуб
набором способов ний, умений, навыков, способно- Е.А. Перелыгина
деятельности по от- стей и личностных качеств О.В. Чуракова
ношению к предмету Готовность субъекта эффективно
воздействия организовывать внутренние и
внешние ресурсы для достижения
поставленной цели
Таким образом, можно констатировать, что оба понятия являются ком-
плексными и многосоставными. Большинство исследователей сходятся во мне-
нии, что компетенция и компетентность являются результатом какой-либо дея-
тельности, например, обучения. Вместе с тем, говоря о понятии «компетент-
ность», авторы, как правило, характеризуют его такими словами, как осведомлен-
ность, способность, готовность, качество, совокупность личностных качеств, что
прежде всего обусловлено опытом. Можно заметить, что суффикс «ность» в рус-
ском языке означает факт овладения определённым качеством (толерантность,
интеллигентность, комформность), а суффикс «ция» более связан с областью зна-
ний (юриспруденция), состоянием или процессом (фрустрация, индивидуализа-
ция, интериоризация, реализация и т.п.).
Британский психолог Дж. Равен, основоположник психологической теории
компетентности, выделяет понятие «общей компетентности», представляя его в
виде матрицы из 143 элементов. Согласно модели Дж. Равена, отдельные виды
компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов оп-
ределённой компетентности и наоборот.
Он разделяет компоненты компетентности на когнитивные (определение
препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и
волевые (настойчивость, решимость, воля). Эти компоненты относительно неза-
23