Page 26 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 26
изучать (уметь извлекать пользу из опыта; организовывать связь сво-
их знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные
приёмы обучения; уметь решать проблемы);
искать (запрашивать различные базы данных; опрашивать окруже-
ние; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь ра-
ботать с документами и классифицировать их);
думать (выяснять и осмысливать взаимосвязь прошлых и настоящих
событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития
различных обществ; уметь противостоять собственной неуверенности
и сложностям реальной жизни; занимать позицию в дискуссиях и вы-
ковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и
экономического окружения, в котором происходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потребле-
нием, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения
искусства и литературы);
сотрудничать (уметь сотрудничать и работать в группе; принимать
решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты);
приниматься за дело (включаться в проект; нести ответственность;
войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидар-
ность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычисли-
тельными и моделирующими приборами);
адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации
и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые реше-
ния).
Данный список ключевых компетенций, по мнению разработчиков, не яв-
лялся исчерпывающим или окончательным и был предложен в качестве рабочего
документа. 16 В 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», про-
ведённом Советом Европы в г. Берне (Швейцария), были выделены пять ключевых
компетенций современных выпускников:
1) политические и социальные компетенции (способность брать на себя от-
ветственность, участвовать в системном принятии решения, регулировать кон-
фликты ненасильственным путем);
16 Темняткина О. А. Формирование ключевых компетенций у обучающихся начального и
среднего профессионального образования в процессе преподавания предметов общеобра-
зовательного цикла: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРРО, 2007. – С. 56.
25