Page 28 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 28
родственные умения и навыки, относящиеся к широким сферам культуры и дея-
тельности.
Спектр компетенцией, выделяемых различными авторами в качестве клю-
чевых, достаточно разнообразен. Профессор Б. Оскарссон определяет ключевые
компетенции как базовые навыки (личностные и межличностные качества, спо-
собности, навыки и знания, которые могут быть выражены в различных формах в
многообразных ситуациях деятельности и социальной жизни) и выделяет среди
них такие, как:
коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к ана-
литическому мышлению;
способность к критическому мышлению; приспособляемость; способ-
ность работать в команде;
способность работать самостоятельно (самостоятельное осуществление
действий и принятие решений);
самосознание и самооценка (осознание своих сильных и слабых сторон,
знание о личном стиле обучения, способность учиться на ошибках). 19
Известный российский педагог Г.К. Селевко употребляет понятие «ключевые
суперкомпетентности» 20 и предлагает в их числе:
математическую (владеть математическими умениями уметь работать
с числом, числовой информацией);
коммуникативную (уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, не-
принужденно общаться);
информационную (владеть информационными технологиями, работать со
всеми видами информации);
автономизационную (быть способным к саморазвитию, самоопределе-
нию, самообразованию, конкурентоспособности);
социальную (уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом
коллективе, в команде);
продуктивную (уметь работать и зарабатывать, быть способным создать
собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за
них);
нравственную (готовность, способность и потребность жить по традици-
онно нравственным законам);
19 Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегри-
рующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формиро-
вание личности специалиста. – М., 2002. – С. 39.
20 Селевко Г. Компетентности и их классификация. [Электронный ресурс]. URL:/
http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf. (дата обращения:
27.08 2012).
27