Page 28 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 28

родственные умения и навыки, относящиеся к широким сферам культуры и дея-
тельности.

        Спектр компетенцией, выделяемых различными авторами в качестве клю-
чевых, достаточно разнообразен. Профессор Б. Оскарссон определяет ключевые
компетенции как базовые навыки (личностные и межличностные качества, спо-
собности, навыки и знания, которые могут быть выражены в различных формах в
многообразных ситуациях деятельности и социальной жизни) и выделяет среди
них такие, как:

      коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к ана-
          литическому мышлению;

      способность к критическому мышлению; приспособляемость; способ-
          ность работать в команде;

      способность работать самостоятельно (самостоятельное осуществление
          действий и принятие решений);

      самосознание и самооценка (осознание своих сильных и слабых сторон,
          знание о личном стиле обучения, способность учиться на ошибках). 19

     Известный российский педагог Г.К. Селевко употребляет понятие «ключевые
суперкомпетентности» 20 и предлагает в их числе:

      математическую (владеть математическими умениями  уметь работать
          с числом, числовой информацией);

      коммуникативную (уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, не-
          принужденно общаться);

      информационную (владеть информационными технологиями, работать со
          всеми видами информации);

      автономизационную (быть способным к саморазвитию, самоопределе-
          нию, самообразованию, конкурентоспособности);

      социальную (уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом
          коллективе, в команде);

      продуктивную (уметь работать и зарабатывать, быть способным создать
          собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за
          них);

      нравственную (готовность, способность и потребность жить по традици-
          онно нравственным законам);

19 Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегри-
рующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формиро-
вание личности специалиста. – М., 2002. – С. 39.
20 Селевко Г. Компетентности и их классификация. [Электронный ресурс]. URL:/
http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf. (дата обращения:
27.08 2012).

                                                          27
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33