Page 25 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 25

висимы друг от друга, а сами компетентности обладают качествами кумулятивно-
сти и взаимозаменяемости. Развитие новых навыков, умений и видов компетент-
ности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в
настоящее время.

        Равен считает, что по мере взросления развиваются не все компетентности,
а преимущественно те, которые определяются ценностными установками индиви-
да. Чем старше становится человек, тем большую значимость в формировании и
развитии компетентности приобретают не его способности, а ценностные уста-
новки. Он выделяет «высшие компетентности», которые предполагают наличие у
человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для
выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социаль-
ные последствия своих действий.14

        Сложная и объемная модель Дж. Равена делает ее практически непримени-
мой, но на основании этой модели, идя дедуктивным путём от менее крупных
компетентностей к более крупным, можно выделить основные, ключевые компе-
тентности. Как считает Г.К. Селевко, общая компетентность человека в целом мо-
жет быть представлена в виде трёх групп компонентов:

           знаниевые (когнитивные);
           деятельностные (поведенческие);
           отношенческие (аффективные) компоненты, которые, в свою оче-

                редь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, от-
                дельных умений, знаний.15

                                  1.4. Ключевые компетенции

        Впервые на официальном уровне термин «ключевые компетенции» появил-
ся в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» (1992). В задачу
проекта входило оценить цели, содержание образования и механизмы оценки
уровня учебных достижений школьников в странах – членах Совета Европы.
В рамках данного проекта были сформулированы ключевые компетенции (спо-
собность и готовность), представленные в виде глаголов действия:

14 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализа-
ция / пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2002. – С. 150161.
15 Селевко Г. Компетентности и их классификация. [Электронный ресурс]. URL:
/http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf. (дата обращения:
15.07. 2013).

                                                          24
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30