Page 21 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 21
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение
пример, групповые формы работы подчи-
Применение знаний и умений ог- нены задаче формирования умений работы
раничивается учебными ситуация- в сотрудничестве
ми Применение знаний и умений проводится
Основной результат обучения: зна- в жизненных (или приближенных к жиз-
ния, умения, навыки, ценности. ненным) ситуациях
Жизненный опыт учащихся фор- Основной результат обучения: осмыслен-
мируется стихийно, за пределами ный опыт деятельности
учебного процесса Жизненный контекст и формирование
Накапливается и осмысливается жизненного опыта вводятся в рамки учеб-
опыт решения учебных задач ного процесса как его значимые элементы
Оценивается накопленный багаж Накапливается и осмысливается опыт ре-
дидактических единиц шения жизненных задач
Оценивается способность применить на-
Школа уводит человека от решения копленный багаж дидактических единиц в
трудных жизненных проблем в различных ситуациях
область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека к решению жиз-
Школа учит человека полагаться на ненных проблем
свою память
Школа учит человека полагаться на свою
самостоятельность
Очевидно, что позиции, обозначенные во втором случае, более всего при-
ближены к реалиям жизни и, следовательно, позволяют выпускнику школы иметь
не только знания, но и развитые способности решать на основе усвоенных знаний
реальные жизненные, познавательные или профессиональные задачи, то есть быть
социально мобильным, адаптированным, ответственным.
В.А. Болотов и В.В. Сериков выделяют спектр ситуаций, в которых обу-
чающиеся должны проявить не только знания, но и, прежде всего, умения разре-
шать проблемы:
в познании и объяснении явлений действительности;
при освоении современной техники и технологии;
во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собствен-
ных поступков;
в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина,
члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;
в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и
эстетических оценках;
20