Page 21 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 21

Некомпетентностное обучение               Компетентностное обучение
                                   пример, групповые формы работы подчи-
Применение знаний и умений ог-     нены задаче формирования умений работы
раничивается учебными ситуация-    в сотрудничестве
ми                                 Применение знаний и умений проводится
Основной результат обучения: зна-  в жизненных (или приближенных к жиз-
ния, умения, навыки, ценности.     ненным) ситуациях
Жизненный опыт учащихся фор-       Основной результат обучения: осмыслен-
мируется стихийно, за пределами    ный опыт деятельности
учебного процесса                  Жизненный контекст и формирование
Накапливается и осмысливается      жизненного опыта вводятся в рамки учеб-
опыт решения учебных задач         ного процесса как его значимые элементы
Оценивается накопленный багаж      Накапливается и осмысливается опыт ре-
дидактических единиц               шения жизненных задач
                                   Оценивается способность применить на-
Школа уводит человека от решения   копленный багаж дидактических единиц в
трудных жизненных проблем в        различных ситуациях
область, близкую к «чистой науке»  Школа готовит человека к решению жиз-
Школа учит человека полагаться на  ненных проблем
свою память
                                   Школа учит человека полагаться на свою
                                   самостоятельность

        Очевидно, что позиции, обозначенные во втором случае, более всего при-
ближены к реалиям жизни и, следовательно, позволяют выпускнику школы иметь
не только знания, но и развитые способности решать на основе усвоенных знаний
реальные жизненные, познавательные или профессиональные задачи, то есть быть
социально мобильным, адаптированным, ответственным.

        В.А. Болотов и В.В. Сериков выделяют спектр ситуаций, в которых обу-
чающиеся должны проявить не только знания, но и, прежде всего, умения разре-
шать проблемы:

      в познании и объяснении явлений действительности;
      при освоении современной техники и технологии;
      во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собствен-

          ных поступков;
      в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина,

          члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;
      в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и

          эстетических оценках;

                                                          20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26