Page 20 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 20

молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собст-
венное благополучие и благополучие общества. 10

        В декабре 2001 г. была утверждена Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, в соответствии с которой общеобразователь-
ная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, которые определяют-
ся как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения
и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и
теоретических задач. В понятие компетентностного подхода была заложена идео-
логия интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»
(«стандарт на выходе»). Эти же идеи заложены в ФГОС начального общего (2009),
основного общего (2010), среднего общего образования (2012) (см. раздел 2).

        Для понимания сути проблемы выделим ряд позиций, по которым обуче-
ние, основанное на репродуктивной деятельности (традиционное, некомпетентно-
стное обучение, следование заданным эталонам), отличается от обучения, постро-
енного на основе продуктивной, поисковой деятельности (компетентностное обу-
чение) (см. таблицу 2). 11

                                                Таблица 2

Компетентностное и некомпетентностное обучение

     Некомпетентностное обучение               Компетентностное обучение
Наука (основа содержания образо-   Наука (основа содержания образования)
вания) рассматривается как свод    рассматривается как общечеловеческий
фактов, понятий, законов и теорий  свод опыта решений проблем
Изучение «основ наук» является
главной и самодостаточной целью    Изучение «основ наук» является средством
учебного процесса                  развития готовности решать жизненные
                                   проблемы с использованием принципов
Учитель ставит вопросы «Что?» и    научного мышления
«Почему?» и отвечает на них вме-
сте с учениками                    Учитель ставит вопросы «Зачем?» и
Методы и формы обучения подчи-     «Как?» и отвечает на них вместе с учени-
нены учебному (предметному) со-    ками
держанию
                                   Методы и формы обучения используются
                                   как самостоятельные средства достижения
                                   определённых педагогических целей. На-

10 Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков докумен-
тов по модернизации общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – С. 9.
11 Составлено на основании: Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентност-
ный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2007. – С. 14.

                                                          19
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25