Page 20 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 20
молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собст-
венное благополучие и благополучие общества. 10
В декабре 2001 г. была утверждена Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, в соответствии с которой общеобразователь-
ная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, которые определяют-
ся как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения
и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и
теоретических задач. В понятие компетентностного подхода была заложена идео-
логия интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»
(«стандарт на выходе»). Эти же идеи заложены в ФГОС начального общего (2009),
основного общего (2010), среднего общего образования (2012) (см. раздел 2).
Для понимания сути проблемы выделим ряд позиций, по которым обуче-
ние, основанное на репродуктивной деятельности (традиционное, некомпетентно-
стное обучение, следование заданным эталонам), отличается от обучения, постро-
енного на основе продуктивной, поисковой деятельности (компетентностное обу-
чение) (см. таблицу 2). 11
Таблица 2
Компетентностное и некомпетентностное обучение
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение
Наука (основа содержания образо- Наука (основа содержания образования)
вания) рассматривается как свод рассматривается как общечеловеческий
фактов, понятий, законов и теорий свод опыта решений проблем
Изучение «основ наук» является
главной и самодостаточной целью Изучение «основ наук» является средством
учебного процесса развития готовности решать жизненные
проблемы с использованием принципов
Учитель ставит вопросы «Что?» и научного мышления
«Почему?» и отвечает на них вме-
сте с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и
Методы и формы обучения подчи- «Как?» и отвечает на них вместе с учени-
нены учебному (предметному) со- ками
держанию
Методы и формы обучения используются
как самостоятельные средства достижения
определённых педагогических целей. На-
10 Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков докумен-
тов по модернизации общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – С. 9.
11 Составлено на основании: Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентност-
ный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2007. – С. 14.
19