Page 19 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 19

исследования, актуализирующие проблему отсутствия (слабого развития) у рос-
сийских детей навыков самостоятельной систематической деятельности.

        Именно поэтому в образовании возрастает значение компетентностного
подхода, в основе которого лежат взаимосвязи академических знаний и практиче-
ских умений, система принципов, форм, методов, обеспечивающих создание си-
туаций и поддержку действий, ориентированных на освоение умений и обобщён-
ных способов деятельности. Как правило, такие ситуации создаются во время вы-
полнения детьми проектов различных видов (исследовательских, информацион-
ных, социальных, инженерных и др.).

        Проблема компетентностного подхода в образовании была обозначена в
педагогической науке в 19601970-е гг. Именно в этот период в научный аппарат
была введена категория «компетенция» и созданы предпосылки для разграниче-
ния понятий «компетентность/ компетенция». В 1980-е гг. учёные стран Европей-
ского Союза на основании работ П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С.
Л. Рубинштейна ввели понятийную систему компетентностного подхода, позво-
ляющую объяснить явления объективной действительности. В последующие годы
эти понятия «компетентность» и «компетенция» стали использоваться в теории и
практике обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и ме-
неджмента, и только в 1990-е гг. компетентностный подход утвердился в образо-
вании в целом. Это нашло отражение в документах ЮНЕСКО и Совета Европы.8
В российскую педагогическую науку понятия «компетентностный подход», «ком-
петентность» и «компетенция» вошли лишь в конце 1990-х  начале 2000-х гг. 9

        В 2000 г. была начата разработка стратегии модернизации российского об-
разования, и уже в январе 2001 г. группой учёных и педагогов-практиков были
подготовлены материалы под названием «Стратегия модернизации общего обра-
зования», утверждённые 6 марта 2001 г. Стратегическим Комитетом по обновле-
нию общего образования Минобразования РФ. В качестве главного результата
общего образования в этом документе рассматривались готовность и способность

8 Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории: спра-
вочно-информационное пособие / М. Л. Вайнштейн [и др.]. – Екатеринбург: ГОУ ДПО
«ИРРО», 2006. – С. 46, 95.
9 См.: Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образователь-
ной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14; Зимняя И. А. Ключевые компетен-
ции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. –
№ 5. – С. 34–42; Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию:
прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. –
С. 58–62; и др.

                                                          18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24