Page 32 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 32

Проблема интерпретации художественных явлений – одна из
      ключевых в эстетике и искусство знании. Именно потому, что худо-
      жественное явление многослойно и хранит в себе множественность
      смыслов, возникает потребность научить учащихся вступать в ком-
      муникацию с произведениями искусства.

        Искусство – это пространство диалога с самим собой и с худож-
      ником, создавшим произведение, с эпохой, в которую это произ-
      ведение было создано, и с нашим временем, когда мы открываем
      книгу, смотрим на картину, слушаем музыку. Диалог реализуется
      в процессе постижении произведения искусства и обсуждении его
      с окружающими людьми (это может быть непосредственное обсу-
      ждение – «диалог у картины» или опосредованное – написание эссе,
      размышлений о своих чувствах и мыслях, возникших при общении
      с явлением искусства). Художественное произведение выступает в
      роли медиатора – посредника, обеспечивающего возможность ди-
      алога.

        Одной из задач эстетического воспитания является не просто
      приобщение к искусству, но освоение его языка, знакомство с жан-
      рами и видами художественных практик как со способами самоак-
      туализации и самораскрытия личности в процессе творчества. Под-
      черкивается, что сам процесс общения с произведением искусства
      носит творческий характер, поскольку позволяет приобщиться к
      миру прекрасного через эмоционально-чувственное и рациональ-
      но-логическое восприятие явлений художественной культуры.

        Однако к диалогу нужно быть готовым. Недостаточно призна-
      вать значимость искусства, но необходимо научиться сопереживать
      и эмоционально откликаться на произведения искусства, обрести
      способность к рефлексии по поводу самого процесса общения с ху-
      дожественными явлениями. По сути, речь идет о художественном
      мышлении, которое способно как само создавать явления искусст-
      ва, так и выступать в качестве их со-творца и интерпретатора.

        Как отмечали авторы программы «Образ и мысль», их задачей
      является развитие визуального мышления. Освоение стратегий
      визуального восприятия достигается через последовательное «вхо-
      ждение» в произведения искусства. Для этого в данной образова-
      тельной технологии используется последовательность вопросов и
32
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37