Page 32 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 32
Проблема интерпретации художественных явлений – одна из
ключевых в эстетике и искусство знании. Именно потому, что худо-
жественное явление многослойно и хранит в себе множественность
смыслов, возникает потребность научить учащихся вступать в ком-
муникацию с произведениями искусства.
Искусство – это пространство диалога с самим собой и с худож-
ником, создавшим произведение, с эпохой, в которую это произ-
ведение было создано, и с нашим временем, когда мы открываем
книгу, смотрим на картину, слушаем музыку. Диалог реализуется
в процессе постижении произведения искусства и обсуждении его
с окружающими людьми (это может быть непосредственное обсу-
ждение – «диалог у картины» или опосредованное – написание эссе,
размышлений о своих чувствах и мыслях, возникших при общении
с явлением искусства). Художественное произведение выступает в
роли медиатора – посредника, обеспечивающего возможность ди-
алога.
Одной из задач эстетического воспитания является не просто
приобщение к искусству, но освоение его языка, знакомство с жан-
рами и видами художественных практик как со способами самоак-
туализации и самораскрытия личности в процессе творчества. Под-
черкивается, что сам процесс общения с произведением искусства
носит творческий характер, поскольку позволяет приобщиться к
миру прекрасного через эмоционально-чувственное и рациональ-
но-логическое восприятие явлений художественной культуры.
Однако к диалогу нужно быть готовым. Недостаточно призна-
вать значимость искусства, но необходимо научиться сопереживать
и эмоционально откликаться на произведения искусства, обрести
способность к рефлексии по поводу самого процесса общения с ху-
дожественными явлениями. По сути, речь идет о художественном
мышлении, которое способно как само создавать явления искусст-
ва, так и выступать в качестве их со-творца и интерпретатора.
Как отмечали авторы программы «Образ и мысль», их задачей
является развитие визуального мышления. Освоение стратегий
визуального восприятия достигается через последовательное «вхо-
ждение» в произведения искусства. Для этого в данной образова-
тельной технологии используется последовательность вопросов и
32