Page 33 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 33
принцип организации фасилитированной дискуссии.
На первом этапе освоения данной технологии предлагается ис-
пользовать живописные репродукции с преобладающим пове-
ствовательным началом. Авторы называют этот этап «Картины
рассказывают истории». Учителю, чтобы освоить навыки ведения
фасилитированной дискуссии, на первом этапе необходимо нау-
читься задавать вопросы.
Элемент технологии. Учащимся предлагается рассмотреть слайд
в течение одной-двух минут, после чего задается вопрос: Что вы ви-
дите на этой картине? (варианты: А что вы еще видите на карти-
не? Кто-нибудь может что-либо добавить?)
Учитель должен внимательно слушать ответы детей, жестом или
кивком головы давать понять, что высказывание ученика услыша-
но, это одно из условий создания ситуации психологического ком-
форта для всех. Рекомендуется показывать те детали картины, о ко-
торых говорят ученики.
Элемент технологии. Следующий вопрос: Что происходит на
этой картине? (варианты: А что еще здесь происходит? А что вы
видите кроме этого? Кто может еще что-нибудь добавить? Кто
видит что-нибудь еще? Кто-нибудь видит что-то другое?)
Учитель своими вопросами побуждает к осмыслению сюжета
произведения, ориентирует учащихся не только на рассматривание
отдельных деталей, но и на восприятие изображения в целом.
Элемент технологии. Следующий вопрос: А что ты тут видишь
такое, что позволяет тебе это сказать? В связке с этим вопросом
рекомендуется использовать: А что вы еще видите кроме этого?
Кто может еще что-нибудь добавить? Кто видит что-нибудь еще?
Кто-нибудь видит что-нибудь другое?
Учитель стимулирует поиск аргументов, которые позволят учени-
ку не только высказать свою точку зрения, но и аргументировать
свое суждение, опираясь на само художественное произведение.
Элемент технологии. Следующий вопрос стратегии позволяет
обратиться к персонажам произведения: Кто этот человек? Что
еще мы можем сказать об этом человеке?
Конкретизировать ответы-интерпретации необходимо с исполь-
зованием уде известных вопросов «Что ты тут видишь такое, что
33