Page 28 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 28
мый материал своими словами, Цели, которые ставит педагог, могут
быть следующими: описать, охарактеризовать, объяснить, интер-
претировать, привести примеры.
В нашем курсе это уровень объяснения исторической логики тех
или иных событий или интерпретации произведений художествен-
ной культуры.
На уровне «Применение» цели формулируются, исходя из исполь-
зования полученных знаний в частично измененной или новой, по
сравнению с изученной, ситуации: решить, использовать, иллюстри-
ровать, показать, инсценировать. На этом уровне можно включать
обучающихся в частично-поисковую или игровую деятельность. В
частности, при обращении к теме «Горнозаводская культура» ло-
гично проиллюстрировать ее основные характеристики описани-
ями предметов из известных обучающимся музейных коллекций.
Применением знаний могут быть мини-проекты, посвященные ар-
хитектурным стилям или отдельным памятникам архитектуры, до-
мовой росписи или предметам быта горнозаводских рабочих.
Уровни анализа, синтеза и оценки рассматриваются как развитие
мыслительных операций более высокого порядка.
На уровне «Анализ» обучающиеся должны показать, что они в
состоянии разделить изученный материал на отдельные состав-
ляющие и могут описать его внутреннюю организацию: сравнить,
сопоставить, выявить различия, охарактеризовать, провести экс-
перимент. На этом уровне обучающиеся могут выделить сущностные
характеристики объекта изучения, например, сопоставить особенно-
сти живописной манеры отдельных художников, выявить различия в
зданиях промышленной архитектуры, охарактеризовать историческую
эпоху.
На уровне «Синтез» достигаются цели комбинировать усвоенные
знания, формировать из них новые конструкции: составить, гене-
рировать, конструировать, проектировать.
Предлагаемые в учебном курсе проекты различной направленно-
сти (учебно-исследовательские, творческие, информационные) по-
зволяют поставить комплексные цели и вывести обучающихся на
высокий уровень мыследеятельности.
28