Page 36 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 36

видеть изобразительно-выразительные средства языка искусства
      (линия, пятно, штрих, элементы композиции), поэтому важно, что-
      бы учитель не забывал это акцентировать в своем парафразе.

        Элемент технологии. Важным обобщающим вопросом выступает
      «Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание худож-
      ник?», позволяющий сделать ответы учащихся более содержатель-
      ными и доказательными.

        Элемент технологии. Введение вопроса «Как вы думаете, какое на-
      строение (ощущение) хотел передать (выразить) художник?» углу-
      бляет понимание смыслов произведения.

        Это очень важный этап коммуникации с произведением, посколь-
      ку формирует у детей опыт интроспекции, обращения к собствен-
      ным чувствам и ощущениям, которые зачастую очень трудно вер-
      бализовать. Это как раз и составляет один из ключевых моментов
      «воспитания чувств» в процессе общения с искусством. Для неко-
      торых детей представляет сложность выражение своих чувств, зача-
      стую сам разговор о чувствах им неприятен, поэтому такт учителя,
      его поддержка, умение в парафразе «достроить» высказывание уче-
      ника является одним из важных профессиональных умений.

        Программа «Образ и мысль» – это особая коммуникативная пра-
      ктика, где диалог осуществляется в связи и «при участии» произ-
      ведения искусства, целью педагогического общения становится не
      только развитие индивидуального видения каждого из участни-
      ков обсуждения, но и формирование навыков работы в группах,
      в самостоятельной организации процесса обсуждения. Конечно,
      организовывать совместное обсуждение с использованием дан-
      ной технологии можно тогда, когда всеми освоены вопросы и их
      последовательность. Для этого учащимся предлагаются не отдель-
      ные произведения, а несколько. Работа организовывается в малых
      группах, в которых учащиеся самостоятельно обсуждают предло-
      женные репродукции, а затем переходят к коллективной дискуссии,
      активизируя ее с помощью вопросов: «Что ваша группа думает по
      поводу…?», «Что ваша группа увидела такого, что позволяет так го-
      ворить?». Если в процессе обсуждения учитель видит, что какие-то
      важные моменты выпадают из поля зрения детей, на какие-то суще-
      ственные детали не обращено внимание, с помощью дополнитель-

36
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41