Page 36 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 36
видеть изобразительно-выразительные средства языка искусства
(линия, пятно, штрих, элементы композиции), поэтому важно, что-
бы учитель не забывал это акцентировать в своем парафразе.
Элемент технологии. Важным обобщающим вопросом выступает
«Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание худож-
ник?», позволяющий сделать ответы учащихся более содержатель-
ными и доказательными.
Элемент технологии. Введение вопроса «Как вы думаете, какое на-
строение (ощущение) хотел передать (выразить) художник?» углу-
бляет понимание смыслов произведения.
Это очень важный этап коммуникации с произведением, посколь-
ку формирует у детей опыт интроспекции, обращения к собствен-
ным чувствам и ощущениям, которые зачастую очень трудно вер-
бализовать. Это как раз и составляет один из ключевых моментов
«воспитания чувств» в процессе общения с искусством. Для неко-
торых детей представляет сложность выражение своих чувств, зача-
стую сам разговор о чувствах им неприятен, поэтому такт учителя,
его поддержка, умение в парафразе «достроить» высказывание уче-
ника является одним из важных профессиональных умений.
Программа «Образ и мысль» – это особая коммуникативная пра-
ктика, где диалог осуществляется в связи и «при участии» произ-
ведения искусства, целью педагогического общения становится не
только развитие индивидуального видения каждого из участни-
ков обсуждения, но и формирование навыков работы в группах,
в самостоятельной организации процесса обсуждения. Конечно,
организовывать совместное обсуждение с использованием дан-
ной технологии можно тогда, когда всеми освоены вопросы и их
последовательность. Для этого учащимся предлагаются не отдель-
ные произведения, а несколько. Работа организовывается в малых
группах, в которых учащиеся самостоятельно обсуждают предло-
женные репродукции, а затем переходят к коллективной дискуссии,
активизируя ее с помощью вопросов: «Что ваша группа думает по
поводу…?», «Что ваша группа увидела такого, что позволяет так го-
ворить?». Если в процессе обсуждения учитель видит, что какие-то
важные моменты выпадают из поля зрения детей, на какие-то суще-
ственные детали не обращено внимание, с помощью дополнитель-
36