Page 27 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 27
ствоведческая составляющая курса позволяет применить навыки
анализа произведений искусства к знаковым явлениям уральской
культуры.
Педагогу, ведущему занятия, необходимо определиться с целями и
задачами как всего учебного курса, так и каждого из занятий.
Для конструирования целей и задач учебного занятия мы реко-
мендуем обратиться к таксономии Б. Блума, под руководством кото-
рого группой психологов были определены цели учебного занятия.
Рис. 1. Таксономия Б. Блума
В основу данной классификации была положена идея развития
когнитивных процессов и решение задачи «движения» обучаю-
щихся в процессе развития мыслительной деятельности от просто-
го воспроизведения фактов до умения анализировать и оценивать
явления. В соответствии с этим были предложены уровни учебных
целей в когнитивной области: знание – понимание – применение –
анализ – синтез – оценка. Таксономия Б. Блума – это попытка пред-
ставить обучение как реализацию мыслительных операций в их
иерархии. Задача педагога состоит в умении организовать учебный
процесс таким образом, чтобы обучающиеся не только осваивали
новую предметную область, но, и прежде всего, развивали свои мы-
слительные способности.
Уровни «Знание», «Понимание», «Применение» рассматриваются
как первичные в освоении содержания предмета.
На уровне «Знание» цели обучения связаны с воспроизведением
информации. Например: перечислить, дать определение, повторить,
констатировать, повторить выученное наизусть, продублировать.
Изучение общетеоретических вопросов предполагает знакомство
обучающихся с определениями «культура», «региональная культу-
ра», «искусство», памятник культуры», «музей».
Например, при изучении темы «Памятники первобытной культу-
ры на Урале» можно предложить перечислить памятники или на-
звать сюжеты писаниц.
На уровне «Понимание» обучающиеся должны изложить изучае-
27