Page 30 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 30

составляющие, опираться на принципы научной достоверности
      предлагаемого для изучения материала (принцип научности) и учи-
      тывать «личностный профиль» каждого ученика (принципы до-
      ступности и индивидуализации), ориентировать не на пассивное
      восприятие, а на активное и творческое осмысление учебного пред-
      мета (принцип сознательности и активности).

        При анализе произведений искусства мы рекомендуем обращать-
      ся к технологии «Образ и мысль», используя метод фасилитирован-
      ной дискуссии.

        Коммуникативный компонент в образовании обусловлен харак-
      тером взаимоотношения ролей участников диалога. Несмотря на
      то, что обучающийся не обладает тем объемом информации, ко-
      торая есть у взрослого, он является активным субъектом диалога,
      поскольку осваивает и познает окружающий мир в деятельности
      (реализация интерактивного аспекта общения).

        Как известно, сегодня многими учеными и педагогами признается
      тот факт, что в основе развития личностного взгляда на мир лежит
      умение критически мыслить. Критическое мышление необходимо
      в ситуациях выбора и принятия решения, осмыслении прогнозов
      и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек
      зрения. По сути, речь идет о системе ориентиров, которые позволя-
      ют человеку противостоять механистичности окружающей среды,
      выступать не пассивным ретранслятором стереотипов и объектом
      манипуляции со стороны средств массовой информации и/или от-
      дельных социальных групп, но выступать активным познающим
      мир субъектом, самостоятельно проявляющим себя в пространстве
      культуры.

        Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать)
      – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов,
      позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
      Фасилитированное общение – это свободное общение, предполага-
      ющее сочетание потенциальной и наличествующей свободы, духов-
      ную открытость субъектов общения. Это общение, которое можно
      выбирать, определяться по отношению к нему, выстраивать свое
      мнение, позицию. Фасилитированная дискуссия – способ органи-
      зации коммуникации с использованием вопросов разного уровня.
30
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35