Page 30 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 30
составляющие, опираться на принципы научной достоверности
предлагаемого для изучения материала (принцип научности) и учи-
тывать «личностный профиль» каждого ученика (принципы до-
ступности и индивидуализации), ориентировать не на пассивное
восприятие, а на активное и творческое осмысление учебного пред-
мета (принцип сознательности и активности).
При анализе произведений искусства мы рекомендуем обращать-
ся к технологии «Образ и мысль», используя метод фасилитирован-
ной дискуссии.
Коммуникативный компонент в образовании обусловлен харак-
тером взаимоотношения ролей участников диалога. Несмотря на
то, что обучающийся не обладает тем объемом информации, ко-
торая есть у взрослого, он является активным субъектом диалога,
поскольку осваивает и познает окружающий мир в деятельности
(реализация интерактивного аспекта общения).
Как известно, сегодня многими учеными и педагогами признается
тот факт, что в основе развития личностного взгляда на мир лежит
умение критически мыслить. Критическое мышление необходимо
в ситуациях выбора и принятия решения, осмыслении прогнозов
и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек
зрения. По сути, речь идет о системе ориентиров, которые позволя-
ют человеку противостоять механистичности окружающей среды,
выступать не пассивным ретранслятором стереотипов и объектом
манипуляции со стороны средств массовой информации и/или от-
дельных социальных групп, но выступать активным познающим
мир субъектом, самостоятельно проявляющим себя в пространстве
культуры.
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать)
– одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов,
позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Фасилитированное общение – это свободное общение, предполага-
ющее сочетание потенциальной и наличествующей свободы, духов-
ную открытость субъектов общения. Это общение, которое можно
выбирать, определяться по отношению к нему, выстраивать свое
мнение, позицию. Фасилитированная дискуссия – способ органи-
зации коммуникации с использованием вопросов разного уровня.
30