Page 91 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 91

Педагогические идеи          Воплощение       Возможности использования
          А. С. Макаренко      при А. С. Макаренко  опыта в современных условиях

это наше будущее горе, это     дедушкам и бабушкам или в круглосуточные дошкольные
наши слезы, это наша вина      заведения); выходные родители проводят без детей, а ро-
перед другими людьми, пе-      дительская ласка сводится к покупке новой игрушки или
ред всей страной».             сладости;
«Истинная сущность вос-        – авторитет чванства, когда родители показывают детям
питательной работы ...за-      и всем окружающим, какие они, родители, важные; такие
ключается вовсе не ваших       родители высокомерно относятся к другим, и их дети тоже
разговорах с ребенком, не в    растут чванливыми;
прямом воздействии на ре-      – авторитет педантизма, построенный на детском послу-
бенка, а в организации ва-     шании (слово и мнение папы – закон);
шей семьи, вашей личности      – авторитет резонерства, в основе которого назидания и
и общественной жизни и в       поучения;
организации жизни ребен-       – авторитет любви – самый распространенный вид лож-
ка. Воспитательная работа      ного авторитета (обилие слов и ласки, и как следствие –
есть прежде всего работа       семейный эгоизм, ребенок понимает, что к людям можно
организатора. В этом деле      «подыгрываться»);
поэтому нет мелочей. Вы не     – авторитет доброты – самый неумный сорт авторитета,
имеете права ничего назвать    когда ребенку все разрешается и в дальнейшем он будет ко-
мелочью и забыть о ней. ... В  мандовать родителями;
воспитательной работе нет      – авторитет дружбы – родители и дети неправильно по-
пустяков»                      нимают взаимоотношения, в конечном итоге дети начина-
                               ют воспитывать родителей;
Семья – первичный коллек-      – авторитет подкупа – самый безнравственный вид авто-
тив, где все являются пол-     ритета, когда ребенка подкупают обещаниями что-то ку-
ноправными членами, со         пить, чем-то поощрить.
своими функциями и обя-        «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и
занностями                     больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и
«Людей нужно заботливо и       педагоги»
внимательно выращивать,
как садовник выращивает        «Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных
облюбованное плодовое де-      членов общества, все же родители и дети отличаются тем,
рево»                          что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в
Ребенок – не «объект ба-       семье».
ловства» или родительских      Родитель «должен понимать, что в семье он не бескон-
«жертв», а в меру своих сил    трольный хозяин, а только старший ответственный член
участник общей трудовой        коллектива»

                               Вместе с тем не следует набрасываться на цветы с одними
                               вздохами и поцелуями. «...когда в вашем саду появится гу-
                               сеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь побрыз-
                               гать немножко, пусть даже цветам это будет неприятно».
                               Необходимо применение разнообразных методов воспи-
                               тания: приучение, убеждение, доказательство, поощрение
                               или одобрение, намек (прямой или косвенный), наказание

                               Виды детской работы в семье:
                               1. Поливать цветы в комнате ли во всей квартире.
                               2. Вытирать пыль на подоконниках.
                               3. Накрывать стол перед обедом.

                               89
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96