Page 91 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 91
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
это наше будущее горе, это дедушкам и бабушкам или в круглосуточные дошкольные
наши слезы, это наша вина заведения); выходные родители проводят без детей, а ро-
перед другими людьми, пе- дительская ласка сводится к покупке новой игрушки или
ред всей страной». сладости;
«Истинная сущность вос- – авторитет чванства, когда родители показывают детям
питательной работы ...за- и всем окружающим, какие они, родители, важные; такие
ключается вовсе не ваших родители высокомерно относятся к другим, и их дети тоже
разговорах с ребенком, не в растут чванливыми;
прямом воздействии на ре- – авторитет педантизма, построенный на детском послу-
бенка, а в организации ва- шании (слово и мнение папы – закон);
шей семьи, вашей личности – авторитет резонерства, в основе которого назидания и
и общественной жизни и в поучения;
организации жизни ребен- – авторитет любви – самый распространенный вид лож-
ка. Воспитательная работа ного авторитета (обилие слов и ласки, и как следствие –
есть прежде всего работа семейный эгоизм, ребенок понимает, что к людям можно
организатора. В этом деле «подыгрываться»);
поэтому нет мелочей. Вы не – авторитет доброты – самый неумный сорт авторитета,
имеете права ничего назвать когда ребенку все разрешается и в дальнейшем он будет ко-
мелочью и забыть о ней. ... В мандовать родителями;
воспитательной работе нет – авторитет дружбы – родители и дети неправильно по-
пустяков» нимают взаимоотношения, в конечном итоге дети начина-
ют воспитывать родителей;
Семья – первичный коллек- – авторитет подкупа – самый безнравственный вид авто-
тив, где все являются пол- ритета, когда ребенка подкупают обещаниями что-то ку-
ноправными членами, со пить, чем-то поощрить.
своими функциями и обя- «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и
занностями больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и
«Людей нужно заботливо и педагоги»
внимательно выращивать,
как садовник выращивает «Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных
облюбованное плодовое де- членов общества, все же родители и дети отличаются тем,
рево» что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в
Ребенок – не «объект ба- семье».
ловства» или родительских Родитель «должен понимать, что в семье он не бескон-
«жертв», а в меру своих сил трольный хозяин, а только старший ответственный член
участник общей трудовой коллектива»
Вместе с тем не следует набрасываться на цветы с одними
вздохами и поцелуями. «...когда в вашем саду появится гу-
сеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь побрыз-
гать немножко, пусть даже цветам это будет неприятно».
Необходимо применение разнообразных методов воспи-
тания: приучение, убеждение, доказательство, поощрение
или одобрение, намек (прямой или косвенный), наказание
Виды детской работы в семье:
1. Поливать цветы в комнате ли во всей квартире.
2. Вытирать пыль на подоконниках.
3. Накрывать стол перед обедом.
89