Page 78 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 78

Педагогические идеи                      Воплощение         Возможности использования
  А. С. Макаренко                   при А. С. Макаренко    опыта в современных условиях
                             Защита интересов воспи-
превращения  внешних         танников коллективом
требований к личности во     Развитие индивидуальных
внутренние побудители его    качеств личности.
развития                     Учет особенностей харак-
                             тера, темперамента, уровня
Коллектив не нивелирует      образования и возраста в      Развитие индивидуальных
и не стандартизирует лич-    организации деятельности      качеств личности.
ность так, чтобы от лич-     Исключение воспитанника,      Выявление и развитие спо-
ности «остались рожки да     который во время летнего по-  собностей обучающихся.
ножки».                      хода в Ялте ударил младшего   Поддержка одаренных де-
Одно и то же педагогическое  товарища по голове консерв-   тей.
средство в применении к      ной банкой. Макаренко при-    Использование       разно­
разным воспитанникам дает    зывал простить провинив-      образных методов, форм и
разные результаты            шегося, но общим собранием    средств воспитания
                             коммунаров виновного сса-
«Коллектив... защищает и     дили с парохода в Ялте        Организация ученического
каждую личность и обеспе-                                  самоуправления на различ-
чивает для нее наиболее      Создание разновозрастных      ных уровнях (школа, класс,
благоприятные условия раз-   производственных бригад и     временные творческие и
вития. Требования коллек-    школьных отрядов              исследовательские коллек-
тива являются воспитываю-                                  тивы).
щими главным образом по      Опыт разрешения конфлик-      Публичное подведение ито-
отношению к тем, кто уча-    тов.                          гов деятельности с оценкой
ствует в требовании. Здесь   Создание условий для сво-     и самооценкой обучающихся
личность выступает в новой   бодного творческого разви-
позиции воспитания – она     тия воспитанников
не объект воспитательного
влияния, а его носитель –
субъект, но субъектом она
становится, только выражая
интересы всего коллектива»

 «Коллектив, составленный                                  Возможности работы с раз-
из ребят одного возраста,                                  новозрастным коллективом
всегда имеет тенденцию за-                                 широко представлены в
мыкаться в интересах дан-                                  сборнике «Детско-молодеж-
ного возраста...»                                          ные разновозрастные об-
                                                           щественные объединения:
В детской среде должен                                     идеология, этапы развития,
быть нормальный психоло-                                   управление»***
гический климат, который                                   Создание психологической
дает каждому гарантию за-                                  службы.
щищенности, свободного и                                   Организация школьных
творческого развития                                       служб примирения

*** Детско-молодежные разновозрастные общественные объединения: идеология, этапы
развития, управление / Сост. Л. А. Крапивина. – Екатеринбург: Дизайн-Принт, 2014. – 380 с.

                                               76
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83