Page 77 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 77
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
Педагогически целесообраз- Коллектив Организация коллективных
ная организация всей жизни Организация детского опы- форм деятельности, о суще-
и деятельности детей – это та отношений, деятельно- ствовании которых совре-
коллектив. сти, постановки и решения менные дети даже не подо-
Сердцевиной системы вос- задач, преодоления труд- зревают.
питания строящегося соци- ностей. Осознание коллек- Реализация принципов, на
ализма должен быть детский тивом дзержинцев себя ча- которых строится современ-
коллектив как органичное стью великого классового ный менеджмент:
целое, как «трудовая общи- пролетарского коллектива, – лидерство («подчинение
на». связанною с ним в каждом товарища товарищу»;
«...влияние отдельной лич- своем движении – безусловной ответствен-
ности на отдельную лич- ности;
ность есть фактор узкий и – паритета полномочий и
ограниченный. Объектом ответственности;
нашего воспитания мы счи- – соответствия заданий
таем целый коллектив и по («согласованности»;
адресу коллектива направ- – системности;
ляем организованное педа- – ориентации на ценности;
гогическое влияние» – оптимального сочетания
централизации и децентра-
лизации; и др.
«Школа должна быть еди- «Мой коллектив коммуны Создание коллектива едино-
ным коллективом, в ко- был 500 человек... Они, ко- мышленников.
тором организованы все нечно, отличались друг от Ознакомление коллектива с
воспитательные процессы, друга очень многими осо- педагогическими взглядами
и отдельный член этого кол- бенностями... старшие были А. С. Макаренко.
лектива должен чувствовать более образованы, более Единые педагогические тре-
свою зависимость от него... производственно квалифи- бования.
должен быть предан интере- цированны и более культу- Участие все субъектов об-
сам коллектива, отстаивать ры. Младшие были ближе разовательного процесса в
эти интересы и в первую к беспризорности, негра- коллективной деятельности
очередь дорожить этими ин- мотны и, наконец, просто Выстраивание воспита-
тересами» были дети. Тем не менее все тельной системы на основе
Коллектив – это: эти 500 человек в последние принципа интериоризации
а) орудие формирования годы своей работы состав-
активной творческой лич- ляли действительно единый
ности с высокоразвитым коллектив»
чувством долга, чести и до- Формирование коллектива
стоинства; на принципах коллегиаль-
б) средство защиты интере- ности, ответственности,
сов каждой личности, требовательности, обще-
ственном мнении.
Использование коллектива
как эффективного средства
воспитания.
75