Page 77 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 77

Педагогические идеи               Воплощение               Возможности использования
  А. С. Макаренко            при А. С. Макаренко          опыта в современных условиях

Педагогически целесообраз-              Коллектив         Организация коллективных
ная организация всей жизни   Организация детского опы-    форм деятельности, о суще-
и деятельности детей – это   та отношений, деятельно-     ствовании которых совре-
коллектив.                   сти, постановки и решения    менные дети даже не подо-
Сердцевиной системы вос-     задач, преодоления труд-     зревают.
питания строящегося соци-    ностей. Осознание коллек-    Реализация принципов, на
ализма должен быть детский   тивом дзержинцев себя ча-    которых строится современ-
коллектив как органичное     стью великого классового     ный менеджмент:
целое, как «трудовая общи-   пролетарского коллектива,    – лидерство («подчинение
на».                         связанною с ним в каждом     товарища товарищу»;
«...влияние отдельной лич-   своем движении               – безусловной ответствен-
ности на отдельную лич-                                   ности;
ность есть фактор узкий и                                 – паритета полномочий и
ограниченный. Объектом                                    ответственности;
нашего воспитания мы счи-                                 – соответствия заданий
таем целый коллектив и по                                 («согласованности»;
адресу коллектива направ-                                 – системности;
ляем организованное педа-                                 – ориентации на ценности;
гогическое влияние»                                       – оптимального сочетания
                                                          централизации и децентра-
                                                          лизации; и др.

«Школа должна быть еди-      «Мой коллектив коммуны       Создание коллектива едино-
ным коллективом, в ко-       был 500 человек... Они, ко-  мышленников.
тором организованы все       нечно, отличались друг от    Ознакомление коллектива с
воспитательные процессы,     друга очень многими осо-     педагогическими взглядами
и отдельный член этого кол-  бенностями... старшие были   А. С. Макаренко.
лектива должен чувствовать   более образованы, более      Единые педагогические тре-
свою зависимость от него...  производственно квалифи-     бования.
должен быть предан интере-   цированны и более культу-    Участие все субъектов об-
сам коллектива, отстаивать   ры. Младшие были ближе       разовательного процесса в
эти интересы и в первую      к беспризорности, негра-     коллективной деятельности
очередь дорожить этими ин-   мотны и, наконец, просто     Выстраивание воспита-
тересами»                    были дети. Тем не менее все  тельной системы на основе
Коллектив – это:             эти 500 человек в последние  принципа интериоризации
а) орудие формирования       годы своей работы состав-
активной творческой лич-     ляли действительно единый
ности с высокоразвитым       коллектив»
чувством долга, чести и до-  Формирование коллектива
стоинства;                   на принципах коллегиаль-
б) средство защиты интере-   ности, ответственности,
сов каждой личности,         требовательности, обще-
                             ственном мнении.
                             Использование коллектива
                             как эффективного средства
                             воспитания.

                             75
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82