Page 33 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 33
Советуем прочитать труды А. С. Белкина
• Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителей. – М., 991.
• Педагогика детства: основы возрастной педагогики. – Екатеринбург, 1995.
• Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003 (в соавторстве с В. В. Нестеро-
вым).
• Ситуация успеха – путь к сотрудничеству. – Екатеринбург, 2005.
• Витагенное образование. Голографический подход. – Екатеринбург, 2009.
• Основы возрастной психологии. – Екатеринбург, 2009.
• Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция
личности) / / Педагогическое образование в России. 2007. № 1. – С. 26-32 (в соавторстве
с Н. А. Вербицкой).
• Витагенный опыт и витагенный принцип – категории педагогической антропологии /
/ Педагогическое образование в России. 2007. № 1. – С. 15-25 (в соавторстве с Н. Г. Сви-
ниной).
• Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995 (в соавторстве с В. Д. Жаво-
ронковым, И. С. Зиминой).
Бондаревская Е. В.: концепция воспитания ребенка как человека культу-
ры. Доктор педагогических наук Евгения Васильевна Бондаревская (1931–2017)
многие годы работала в Ростовском государственном университете и являлась
руководителем научной школы, которая специализируется на разработке те-
ории и практики личностно-ориентированного образования культурологиче-
ского типа, фундаментальным ядром которой является воспитание граждани-
на, человека культуры и нравственности.
Основные положения концепции:
• воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении
его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном са-
моопределении;
• исходной позицией в концепции является образ человека культуры как
культурно-воспитательного идеала, а также образ российского общества но-
вого века как общества открытого, демократического, правового, с развитой
структурой общественного самоуправления, населенного образованными,
воспитанными, культурными людьми;
• образ – это портрет, в котором запечатлены индивидуальные особенности
ребенка как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств жиз-
ни, особенностей душевных переживаний, характера;
• базовые воспитательные процессы, способствующие становлению ребен-
ка как субъекта жизни, истории, культуры: жизнетворчество, социализация,
культурная идентификация, духовно-нравственное развитие личности, инди-
видуализация;
31