Page 30 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 30

• личностно ориентированные культурологические концепции (И.  А. Ко-
лесникова, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский и др.);

    • личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания
(С. В. Кульневич, Л. И. Рувинский, Г. К. Селевко и др.).

    Рассмотрим те, которые считаем наиболее актуальными для темы данного
методического пособия, поскольку именно эти концепции могут быть ориен-
тиром для педагогических коллективов образовательных учреждений при раз-
работке и реализации воспитательной системы.

    Указанные концепции родились и реализовывались (реализуются) в раз-
личные исторические периоды развития российского образования, поэтому
для удобства пользования мы расположили их по алфавиту (фамилии авторов).

    Амонашвили Ш.  А.: концепция гуманно-личностного образования. Из-
вестный советский, российский и грузинский педагог, доктор психологиче-
ских наук Шалва Александрович Амонашвили (р. 1931) долгие годы работал
в школе, НИИ педагогики Грузии, с 1998 г. по настоящее время – заведующий
лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом
университете.

    Основные положения концепции:
    • цель образования – способствовать становлению, развитию и воспитанию
в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
    • ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен
служить;
    • ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты –
могущество и безграничность;
    • целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию,
взрослению и свободе;
    • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе –
полноценная личность;
    • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
    • результаты учебно-воспитательного процесса зависят от гуманного отно-
шения к детям, которое предполагает любовь к ребенку и заинтересованность
в его судьбе, оптимистическую веру в ребенка, отсутствие прямого принужде-
ния, терпимость к детским недостаткам и т.д.;
    • ученик и учитель равны в правах, ребенок имеет право на свободный вы-
бор, собственную точку зрения и ошибку;
    • идеал воспитания – самовоспитание.53

53 Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модерниза-
ция. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С. 420–470.

                                               28
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35