Page 32 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 32
Белкин А. С.: концепция витагенного образования. Доктор педагогических
наук Август Соломонович Белкин (р. 1930), многие годы живущий и работа-
ющий в Свердловске–Екатеринбурге, создал научную школу «Полипарадиг-
мальная педагогика», включающую идеи в самых широких областях научно-
го знания: генезис образования, возрастной подход в педагогике, мониторинг
образовательного процесса, педагогическая компетентность, ментально-мис-
сионное направление в образовании, педагогика взаимодействия, педагогиче-
ская диагностика, технология создания ситуации успеха в учебной деятельно-
сти, технология решения сложных педагогических ситуаций в воспитательном
процессе и т.д. Одной из важнейших разрабатываемых им научных проблем
является теория и практика витагенного образования.
Основные положения концепции:
• исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь и жизнен-
ный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в
ценности;
• опора на подсознание личности, представление о многомерности и голо-
графичности (мысленном моделировании) образовательного процесса;
• при решении педагогических задач необходимо использовать богатейший
набор составляющих жизнедеятельности ребенка;
• достижение педагогической цели возможно в случае сотрудничества
участников учебного процесса на рациональном, эмоциональном и деятель-
ностном уровне;
• различаются стадии сотрудничества в соответствии с возрастом ребенка:
опека (дошкольный период); наставничество (младший школьный возраст);
партнерство (младший школьный, младший подростковый возраст); сотруд-
ничество (младший и старший подростковый возраст); содружество (период
старшего детства);
• работа с информацией осуществляется в трех проекциях: витагенной
(СМИ, научная и художественная литература, произведения искусства, раз-
личные виды деятельности, образовательный процесс и др.; конструирующей
(информации из любого другого дополнительного источника); дидактической
(научной информации, идущей от педагога);
• витагенная информация переходит в жизненный опыт через несколько
стадий: первичное восприятие; оценочно-фильтрующая; установочная;
• витагенная информация превращается в ценности образования в том слу-
чае, если ребенок: воспринимает знание как личностно-значимое; имеет цен-
ностное отношение к незнанию; видит многомерность образовательного про-
цесса; образовывается с опорой на его положительные качества и интересы;
имеет возможность творить и фантазировать.54
54 Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модерниза-
ция. – С. 122–126.
30