Page 29 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 29

2. АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ
                       КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

    В методическом пособии для педагогов «Воспитание детей как стратегиче-
ский общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства
реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на пери-
од до 2025 года» нами подробно рассмотрены понятия «воспитание», «воспи-
тательная система», «воспитательная работа», «воспитательное мероприятие»
и др.49 В условиях многообразия взглядов на приоритеты воспитания, при-
меняемые формы и методы, ожидаемые результаты важно обратиться к уже
существующему опыту с тем, чтобы определиться с воспитательной системой
образовательного учреждения. Как показывает опыт, эффективно выстраивает
воспитательный процесс тот педагогический коллектив, у которого есть своя
«изюминка», и в основе ее может лежать определенная педагогическая концеп-
ция.

    Концепция (лат. conceptio) – система взглядов, то или иное понимание
явлений, процессов.50 Под педагогической концепцией понимается сложная,
целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педаго-
гическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содер-
жание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях совре-
менного образования.51 Под концепцией воспитания, по мнению российских
ученых Е.  Н. Степанова и Л.  М.  Лузиной, можно понимать систему взглядов
отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс –
его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии
и показатели его эффективности.52

    Знакомство с педагогической литературой позволяет выделить значитель-
ное количество концепций воспитания, которые можно разделить на несколь-
ко групп:

    • ориентированные на коллективное воспитание (И. А. Зимняя, В. А. Кара-
ковский, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Е. Н. Степанов и др.);

    • социального воспитания (А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов и
др.);

49 Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет:
основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. – Ека-
теринбург: ООО «Периодика», 2017. – 244 с.
50 Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – М.: Рус. яз., 1992. – С. 308.
51 Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения /
Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 10.
52 Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степа-
нов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – С. 5.

                                               27
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34