Page 25 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 25

пример в труде и учёбе, постоянно повышать производительность труда, уча-
ствовать в социалистическом соревновании, вести решительную борьбу с про-
явлениями буржуазной идеологии, с тунеядством, религиозными предрассуд-
ками, быть самоотверженным патриотом Советской Родины, готовым отдать
для неё все свои силы, а если понадобится – жизнь, крепить мощь Вооружён-
ных сил СССР, изучать военное дело, содействовать укреплению дружбы на-
родов СССР, активно участвовать в политической жизни страны и т.д.43 Вся
воспитательная работа в стране в соответствии с этими документами была по-
ставлена на систематическую основу.

    В 1970-е гг. в СССР широко распространяется идея воспитания всесторонне
гармонично развитой личности. В «Уставе средней общеобразовательной шко-
лы», одобренном Советом Министров СССР 8 сентября 1970 г., задачи школы
обозначены глаголами действия:

    • давать учащимся общее среднее образование, отвечающее современным
требованиям общественного и научно-технического прогресса, добиваясь по-
лучения учащимися прочных знаний основ наук и умений самостоятельно по-
полнять их;

    • формировать у молодого поколения марксистско-ленинское мировоззре-
ние, воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – лю-
бовь к Родине, своему народу, Коммунистической партии Советского Союза и
готовность к защите социалистического Отечества;

    • обеспечивать всестороннее гармоническое развитие учащихся, их эстети-
ческое и физическое воспитание, укрепление их здоровья, правильную поста-
новку трудового обучения; готовить учащихся к жизни, сознательному выбору
профессии, активной трудовой и общественной деятельности.44

    В этом же документе подчеркивалось, что школа связывает учебно-воспита-
тельную работу с практикой коммунистического строительства и осуществля-
ет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса
строителя коммунизма, что обучение и воспитание в советской школе исклю-
чает всякое религиозное влияние.

    Говоря о проблемах воспитания всесторонне развитой личности, советский
педагог, директор Павлышской средней школы45 В. А. Сухомлинский, обращал
внимание на следующее:

    • «Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней
юности должен постичь счастье полноты свой духовной жизни, радость труда
и творчества»;

43 Устав Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. – М.: Молодая гвар-
дия, 1986. – С. 7–9.
44 История педагогики в России. Хрестоматия. – С. 384.
45 Павлышская средняя школа, директором которой в 1948–1970 гг. работал В. А. Сухомлин-
ский, находилась в Онуфриевском районе Кировградской области Украинской ССР.

                                               23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30